Цель:
- при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в саду или в школе;
- для диагностики ситуации в семье;
- для определения личностей, склонных к депрессивным состояниям.
Описание:
Тест состоит из стимульного материала (8 карточек: серый - 0, синий – 1, зеленый - 2, красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7).
Процедура выкладки цветовых карточек (от приятного цвета до неприятного) позволяет рассчитать суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК) - характеристика энергетического баланса организма. Время проведения – 5-8 минут.
Процедура:
экспериментатор перемешивает карточки и выкладывает их цветом наверх, после просит испытуемого выбрать тот цвет, который ему больше всего нравится. Выбранную карточку экспериментатор откладывает в сторону цветом вниз, и записывает его в бланке для ответов. Из оставшихся карточек снова выбирается самый приятный и так продолжается, пока не останется три карточки, из которых необходимо будет выбрать неприятный цвет. Если испытуемый не может выбрать приятный цвет, можно предложить выбрать самый неприятный и записать в бланке в самом низу.
|
|
Обработка результатов:
1.Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета):(18 – место синего цвета – место зеленого цвета).
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.