Задание-схема№1. Рассмотрите следующую таблицу, составленную на основе положений из труда М.В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике», дайте разъяснения:
М.В. Ломоносов (18 век) | |
Что такое риторика? | Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать. |
Кого называют ритором (оратором)? | Кто к риторике искусен, тот называется ритор. |
Что должен изучать ритор (оратор)? | Ритор должен обучаться всем знаниям и наукам, а особливо гистории и нравоучительной философии. |
Какие роды речей принято выделять в риторике и каковы их задачи? | Принято выделять три рода речей: указательные, советовательные, судебные. Указательные состоят в похвале или в охулении; советовательные в присоветовании или отсоветовании; судебные в оправдании или в обвинении. |
Какие разделы принято выделять в риторике? | Риторика разделяется на четыре части: первая есть изобретение, вторая- украшение, третья- расположение, четвертая- произношение. |
Задание-схема№2. Расскажите о месте риторики в системе образования в период античности (табл.1 и 2).
|
|
Табл.1. Образование в Древней Греции.
Органон | ||||||
Тривиум | Квадривиум | |||||
Грамматика | Диалектика | Риторика | Арифметика | Музыка | Геометрия | Астрономия |
наука об общих правилах построения осмысленной речи | наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства | наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера | ||||
Основа образования - artes liberals- 7 свободных искусств |
Табл.2. Образование в Риме.
Школы в Риме | Низшие (или начальные) | Средние (или грамматические) | Высшие (или риторические) |
Название школы | ludi litterarii | scholae | scholae |
Продолжительность обучения | От 7 до 11 или 12-летнего возраста | До 14 или 15-летнего возраста. | До 17-летнего возраста |
Предметы обучения | Чтение, письмо и счет, нравоучительные отрывки в стихах и отчасти законы (XII таблиц). | Элементарные предметы, греческий язык, грамматика и чтение произведений греческих и римских поэтов, сведения по географии, истории, мифологии, метрике | Риторика, юриспруденция и философия. |
Задание-схема№3. Расскажите по таблице, как изменился риторический идеал
Риторический идеал | Софисты | Сократ | Аристотель | Н.Ф.Кошанский | А. К. Михальская |
По форме и содержанию | Монологический | Диалогический | Динамический | Убеждающий | Монологический с переходом на диалогический, управляющий |
Характер | Агональный, т.е. риторика спора, борьбы | Гармонизирующий Не борьба, а достижение согласия | Логический, строгий по форме | Раскрывающий способности ума, выражающий изящное | Целесообразный, воздействующий и гармонизирующий |
Цель | Победа, а не истина | Поиски и обнаружение смысла, истины | Делать очевидной скрытую истину, показывать неистинное | Возбудить и усилить в душе любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному | Подвигнуть людей на активные действия заставить изменить образ жизни и мировосприятие обеспечить взаимопонимание между людьми, решить возникающий конфликт |
Задание-схема№ 4. Дайте комментарий к рисунку.
|
|
Задание-схема№5. Расскажите по схеме особенности аудитории.
Задание-схема№6. Расскажите по таблице о чертах оратора по Аристотелю и с позиций христианского вероучения. Составьте список черт судебного оратора.
Черты оратора (по Аристотелю) | Черты оратора-проповедника |
высокая образованность | бескорыстность |
общественная активность | убеждение в своей правоте |
государственные заслуги | безграничная вера в Бога |
мастерство речи | уважаемая народом должность |
честность | готовность к мукам |