Задание-схема№1. Рассмотрите следующую таблицу, составленную на основе положений из труда М.В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике», дайте разъяснения:
| М.В. Ломоносов (18 век) | |
| Что такое риторика? | Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать. |
| Кого называют ритором (оратором)? | Кто к риторике искусен, тот называется ритор. |
| Что должен изучать ритор (оратор)? | Ритор должен обучаться всем знаниям и наукам, а особливо гистории и нравоучительной философии. |
| Какие роды речей принято выделять в риторике и каковы их задачи? | Принято выделять три рода речей: указательные, советовательные, судебные. Указательные состоят в похвале или в охулении; советовательные в присоветовании или отсоветовании; судебные в оправдании или в обвинении. |
| Какие разделы принято выделять в риторике? | Риторика разделяется на четыре части: первая есть изобретение, вторая- украшение, третья- расположение, четвертая- произношение. |
Задание-схема№2. Расскажите о месте риторики в системе образования в период античности (табл.1 и 2).
Табл.1. Образование в Древней Греции.
| Органон | ||||||
| Тривиум | Квадривиум | |||||
| Грамматика | Диалектика | Риторика | Арифметика | Музыка | Геометрия | Астрономия |
| наука об общих правилах построения осмысленной речи | наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства | наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера | ||||
| Основа образования - artes liberals- 7 свободных искусств |
Табл.2. Образование в Риме.
| Школы в Риме | Низшие (или начальные) | Средние (или грамматические) | Высшие (или риторические) |
| Название школы | ludi litterarii | scholae | scholae |
| Продолжительность обучения | От 7 до 11 или 12-летнего возраста | До 14 или 15-летнего возраста. | До 17-летнего возраста |
| Предметы обучения | Чтение, письмо и счет, нравоучительные отрывки в стихах и отчасти законы (XII таблиц). | Элементарные предметы, греческий язык, грамматика и чтение произведений греческих и римских поэтов, сведения по географии, истории, мифологии, метрике | Риторика, юриспруденция и философия. |
Задание-схема№3. Расскажите по таблице, как изменился риторический идеал
| Риторический идеал | Софисты | Сократ | Аристотель | Н.Ф.Кошанский | А. К. Михальская |
| По форме и содержанию | Монологический | Диалогический | Динамический | Убеждающий | Монологический с переходом на диалогический, управляющий |
| Характер | Агональный, т.е. риторика спора, борьбы | Гармонизирующий Не борьба, а достижение согласия | Логический, строгий по форме | Раскрывающий способности ума, выражающий изящное | Целесообразный, воздействующий и гармонизирующий |
| Цель | Победа, а не истина | Поиски и обнаружение смысла, истины | Делать очевидной скрытую истину, показывать неистинное | Возбудить и усилить в душе любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному | Подвигнуть людей на активные действия заставить изменить образ жизни и мировосприятие обеспечить взаимопонимание между людьми, решить возникающий конфликт |
Задание-схема№ 4. Дайте комментарий к рисунку.

Задание-схема№5. Расскажите по схеме особенности аудитории.

Задание-схема№6. Расскажите по таблице о чертах оратора по Аристотелю и с позиций христианского вероучения. Составьте список черт судебного оратора.
| Черты оратора (по Аристотелю) | Черты оратора-проповедника |
| высокая образованность | бескорыстность |
| общественная активность | убеждение в своей правоте |
| государственные заслуги | безграничная вера в Бога |
| мастерство речи | уважаемая народом должность |
| честность | готовность к мукам |






