Задания – схемы для СРС

Задание-схема№1. Рассмотрите следующую таблицу, составленную на основе положений из труда М.В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике», дайте разъяснения:

  М.В. Ломоносов (18 век)
Что такое риторика? Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать.
Кого называют ритором (оратором)? Кто к риторике искусен, тот называется ритор.
Что должен изучать ритор (оратор)? Ритор должен обучаться всем знаниям и наукам, а особливо гистории и нравоучительной философии.
Какие роды речей принято выделять в риторике и каковы их задачи? Принято выделять три рода речей: указательные, советовательные, судебные. Указательные состоят в похвале или в охулении; советовательные в присоветовании или отсоветовании; судебные в оправдании или в обвинении.
Какие разделы принято выделять в риторике? Риторика разделяется на четыре части: первая есть изобретение, вторая- украшение, третья- расположение, четвертая- произношение.

Задание-схема№2. Расскажите о месте риторики в системе образования в период античности (табл.1 и 2).

Табл.1. Образование в Древней Греции.

Органон
Тривиум Квадривиум
Грамматика Диалектика Риторика Арифметика Музыка Геометрия Астрономия
наука об общих правилах построения осмысленной речи наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера        
Основа образования - artes liberals- 7 свободных искусств

Табл.2. Образование в Риме.

Школы в Риме Низшие (или начальные) Средние (или грамматические) Высшие (или риторические)
Название школы ludi litterarii scholae scholae
Продолжительность обучения От 7 до 11 или 12-летнего возраста До 14 или 15-летнего возраста. До 17-летнего возраста
Предметы обучения Чтение, письмо и счет, нравоучительные отрывки в стихах и отчасти законы (XII таблиц). Элементарные предметы, греческий язык, грамматика и чтение произведений греческих и римских поэтов, сведения по географии, истории, мифологии, метрике Риторика, юриспруденция и философия.

Задание-схема№3. Расскажите по таблице, как изменился риторический идеал

Риторический идеал Софисты Сократ Аристотель Н.Ф.Кошанский А. К. Михальская
По форме и содержанию Монологический Диалогический Динамический Убеждающий Монологический с переходом на диалогический, управляющий
Характер Агональный, т.е. риторика спора, борьбы Гармонизирующий Не борьба, а достижение согласия Логический, строгий по форме Раскрывающий способности ума, выражающий изящное Целесообразный, воздействующий и гармонизирующий
Цель Победа, а не истина Поиски и обнаружение смысла, истины Делать очевидной скрытую истину, показывать неистинное Возбудить и усилить в душе любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному Подвигнуть людей на активные действия заставить изменить образ жизни и мировосприятие обеспечить взаимопонимание между людьми, решить возникающий конфликт

Задание-схема№ 4. Дайте комментарий к рисунку.

Задание-схема№5. Расскажите по схеме особенности аудитории.

Задание-схема№6. Расскажите по таблице о чертах оратора по Аристотелю и с позиций христианского вероучения. Составьте список черт судебного оратора.

Черты оратора (по Аристотелю) Черты оратора-проповедника
высокая образованность бескорыстность
общественная активность убеждение в своей правоте
государственные заслуги безграничная вера в Бога
мастерство речи уважаемая народом должность
честность готовность к мукам

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: