Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом изучения которой являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Психофизиология — естественнонаучная ветвь психологического знания. В основе психофизиологии лежат две науки: физиологическая психология и психологическая физиология. Наиболее близка к психофизиологии физиологическая психология — наука, возникшая в конце XIX в. как раздел экспериментальной психологии. Именно В.Вундт выделил психофизиологию в самостоятельный раздел психологии в конце XIX века, введя в психологию два направления исследований: физиологическую психология, объектом которой являлись простейшие психические процессы, а также «психологию народов». В свое время термин «физиологическая психология» получил достаточно широкое распространение. Так, В.Вундт использовал его для выделения науки, задачей которой явилось изучение психологических возможностей животных в экспериментальных условиях, направленных на изменение состояния их мозга, а также физиологических основ психической деятельности человека.
|
|
В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.
Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психологии, а также введение термина «психологическая физиология» было предложено А.Р.Лурия (1978) для выделения системного подхода в исследовании психических процессов, сформировавшегося в Советском Союзе. С его точки зрения, физиологическая психология акцентируется на отдельных физиологических процессах, лежащих в основе психических явлений, тогда как центральной задачей психофизиологии является анализ целостных форм психической деятельности. Психофизиология опирается на теорию функциональных систем П.К.Анохина (1968).
Согласно представлениям А.Р.Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.
|
|
В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р.Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.
Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С.Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив, таким образом, основную перспективу развития психофизиологии (Л.С. Выготский, 1982).
Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988).
Другой вопрос касается взаимосвязи психофизиологии с нейропсихологией. По определению, нейропсихология — это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин — психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов. Однако в последние десятилетия появились новые методы (например, компьютерная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к слиянию нейропсихологии с психофизиологией.
Наконец следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. ВНД — введенное И.П.Павловым понятие, которое в течение многих лет отождествлялось с понятием "психическая деятельность". Таким образом, физиология ВНД представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию. Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в "прокрустово" ложе физиологии ВНД. По утверждению А.В.Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.
|
|
Однако в связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента и, прежде всего с появлением электроэнцефалографии стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) дал возможности заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе сложнейших психических процессов. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в психофизиологии. В связи с этим возникли проблемы, потребовавшие расширения традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.
Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие XX в. "десятилетием мозга". В рамках этой международной программы проводились комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы. Например, в 1993 г. при Институте ВНД и НФ РАН был создан Международный исследовательский центр нейробиологии сознания "Светлое пятно".
Переживая на этой основе период интенсивного роста, психофизиология вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации, хронометрия процессов познавательной деятельности и др.
Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селектвизм и информативном. Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой "модели" человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции. Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами. Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е гг., стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.
|
|
Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач, психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них имеет собственные предмет изучения, задачи и методические приемы.
Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Дифференциальная психофизиология — раздел, посвященный естественнонаучным основам и предпосылкам индивидуальных различий в психике и поведении человека.
1. Предмет, цели и задачи психофизиологии.
2. Современные тенденции в развитии психофизиологии.
3. Современные направления психофизиологических исследований.
4. Принципы психофизиологического исследования.
5. Новое определение предмета психофизиологии.
6. Исследовательская парадигма: «человек – нейрон – модель».
7. Системные основы психофизиологии.
8. Прикладные области психофизиологии (социальная, клиническая, эргономическая, спортивная, авиационная, космическая, педагогическая, экологическая психофизиология).
Темы рефератов:
1. Развитие психофизиологии как направления психологии: исторический аспект.
2. Мозг и психические процессы
3.Открытия и теории, оказавшие наиболее значительный вклад на развитие психофизиологии.
4. Общие свойства функциональных систем (истоки теории функциональных систем; основные свойства функциональных систем)
5. Функциональные системы – единицы интегративной деятельности организма.
6. Системный подход к проблеме «мозг – психика»
7. Проблема соотношения мозга и психики в рамках психофизиологии.
Литература:
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М., 1988. – 246 с.
Доминанта и условный рефлекс. Отв.ред. Член-корр. АН ССС П.В.Симонов.- М., 1987.-175с.
Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М., 1998. – 378 с.
Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг..- М.,1980.-286с.
Дубровский Д.И. Психические явления и мозг: философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики.- М., 1971.-382с.
Естественнонаучные основы психологии /Под.ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицина. - М.,1978.- 376с.
Иванов-Муромский К.А. Нейро-электроника, мозг, организм. - Киев., 1983. -173с.
Иванов-Муромский К.А. Саморегуляция головного мозга (кибернетические аспекты теории наркоза). - К., 1971. - 276 с.
Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М., 1984.
Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. – М., 1970.
Кэндел Э. Клеточные основы поведения. – М., 1980.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии // естественнонаучные основы психологии /Под ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицына. – М., 1978. – Сс. 3-14.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,.
Фишбах Дж. Д. Психика и мозг // В мире науки. – 1993. - № 11–12. – Сс. 3 -7.
Хамори Й. Долгий путь к мозгу человека. – М., 1985. – 150 с.
Хомская Е.Д., Ефимова И.В. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. – М.,1997. – 281 с.
Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. – М., 1981. – 246 с.
Шеперд Г. Нейробиология. - Т.1. – М., 1987. – 454 с.