Тема 1. Введение в предмет

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дис­циплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом изучения которой являются физиологические основы психической деятельно­сти и поведения человека.

Психофизиология — естественнонаучная ветвь психологического знания. В основе психофизиологии лежат две науки: физиологическая психология и психологическая физиология. Наиболее близка к психофизиологии физиологическая психология — наука, возникшая в конце XIX в. как раздел экспериментальной пси­хологии. Именно В.Вундт выделил психофизиологию в самостоятельный раздел психологии в конце XIX века, введя в психологию два направления исследований: физиологическую психология, объектом которой являлись простейшие психические процессы, а также «психологию народов». В свое время термин «физиологическая психология» получил достаточно широкое распространение. Так, В.Вундт использовал его для выделения науки, задачей которой явилось изучение психологических возможностей животных в экспериментальных условиях, направленных на изменение состояния их мозга, а также физиологических основ психической деятельности человека.

В настоя­щее время физиологическая психология понимается как отрасль пси­хологической науки, изучающая физиологические механизмы психи­ческой деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психо­физиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном термино­логический характер.

Выделение психофизиологии как самостоятельной дисципли­ны по отношению к физиологической психологии, а также введение термина «психологическая физиология» было предложено А.Р.Лурия (1978) для выделения системного подхода в исследовании психических процессов, сформировавшегося в Советском Союзе. С его точки зрения, физиологическая психология акцентируется на отдельных физиологических процессах, лежащих в основе психических явлений, тогда как центральной задачей психофизиологии является анализ целостных форм психической деятельности. Психофизиология опирается на теорию функциональных систем П.К.Анохина (1968).

Согласно представлениям А.Р.Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и по­требностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложней­ших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психи­ческих процессов и функций. Она образовалась в результате накопле­ния большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных пси­хических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофи­зиологии, как подчеркивал А.Р.Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой пере­менной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необхо­димости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведен­ческих характеристик человека с физиологическими процессами раз­ной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С.Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать пробле­му соотношения психологических и физиологических систем, пред­восхитив, таким образом, основную перспективу развития психофизио­логии (Л.С. Выготский, 1982).

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составля­ет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующая­ся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механиз­мы объединены общей задачей в целые, совместно действующие ком­плексы, направленные на достижение полезного приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулиро­ванный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задол­го до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988).

Другой вопрос касается взаимосвязи психофизиологии с нейропси­хологией. По определению, нейропсихология — это отрасль психоло­гической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин — пси­хологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоре­тической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических про­цессов. Однако в последние десятилетия появились новые методы (например, компьютерная томография), которые позволяют исследо­вать мозговую локализацию высших психических функций у здоро­вых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение моз­говой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к слиянию нейропси­хологии с психофизиологией.

Наконец следует указать на соотношение физиологии ВНД и пси­хофизиологии. ВНД — введенное И.П.Павловым понятие, которое в те­чение многих лет отождествлялось с понятием "психическая деятель­ность". Таким образом, физиология ВНД представляла собой физио­логию психической деятельности, или психофизиологию. Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в об­ласти физиологических основ поведения человека, затормозив, одна­ко, развитие тех исследований, которые не укладывались в "прокрустово" ложе физиологии ВНД. По утверждению А.В.Петров­ского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации пси­хологии и замене ее павловской физиологией ВНД.

Однако в связи с интенсивным развитием новой техники физиоло­гического эксперимента и, прежде всего с появлением электроэнцефа­лографии стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) дал возможности заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе сложнейших психических процессов. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных об­разований головного мозга с помощью вживленных электродов от­крыли новое направление исследований в психофизиологии. В связи с этим возникли проблемы, потребовавшие расширения традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга про­возгласила последнее десятилетие XX в. "десятилетием мозга". В рам­ках этой международной программы проводились комплексные иссле­дования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы. Например, в 1993 г. при Институте ВНД и НФ РАН был создан Международный исследовательский центр нейробиологии сознания "Светлое пятно".

Переживая на этой основе период интенсивного роста, психофи­зиология вплотную подошла к решению таких проблем, которые ра­нее были недоступны. К их числу относятся, например, физиологиче­ские механизмы и закономерности кодирования информации, хроно­метрия процессов познавательной деятельности и др.

Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочу­бей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селектвизм и информативном. Активизм предполагает отказ от представле­ний о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воз­действия, и переход к новой "модели" человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произволь­ной саморегуляции. Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами. Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е гг., стало од­ним из главных при описании физиологических механизмов познава­тельной деятельности человека.

Таким образом, современная психофизиология как наука о физио­логических основах психической деятельности и поведения представ­ляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач, психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них имеет соб­ственные предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологиче­ские основы познавательных процессов (когнитивная психофизиоло­гия), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональ­ных состояний. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенети­ческие изменения физиологических основ психической деятельности человека. Дифференциальная психофизиология — раздел, посвящен­ный естественнонаучным основам и предпосылкам индивидуальных различий в психике и поведении человека.

1. Предмет, цели и задачи психофизиологии.

2. Современные тенденции в развитии психофизиологии.

3. Современные направления психофизиологических исследований.

4. Принципы психофизиологического исследования.

5. Новое определение предмета психофизиологии.

6. Исследовательская парадигма: «человек – нейрон – модель».

7. Системные основы психофизиологии.

8. Прикладные области психофизиологии (социальная, клиническая, эргономическая, спортивная, авиационная, космическая, педагогическая, экологическая психофизиология).

Темы рефератов:

1. Развитие психофизиологии как направления психологии: исторический аспект.

2. Мозг и психические процессы

3.Открытия и теории, оказавшие наиболее значительный вклад на развитие психофизиологии.

4. Общие свойства функциональных систем (истоки теории функциональных систем; основные свойства функциональных систем)

5. Функциональные системы – единицы интегративной деятельности организма.

6. Системный подход к проблеме «мозг – психика»

7. Проблема соотношения мозга и психики в рамках психофизиологии.

Литература:

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М., 1988. – 246 с.

Доминанта и условный рефлекс. Отв.ред. Член-корр. АН ССС П.В.Симонов.- М., 1987.-175с.

Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М., 1998. – 378 с.

Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг..- М.,1980.-286с.

Дубровский Д.И. Психические явления и мозг: философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики.- М., 1971.-382с.

Естественнонаучные основы психологии /Под.ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицина. - М.,1978.- 376с.

Иванов-Муромский К.А. Нейро-электроника, мозг, организм. - Киев., 1983. -173с.

Иванов-Муромский К.А. Саморегуляция головного мозга (кибернетические аспекты теории наркоза). - К., 1971. - 276 с.

Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М., 1984.

Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. – М., 1970.

Кэндел Э. Клеточные основы поведения. – М., 1980.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.

Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии // естественнонаучные основы психологии /Под ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицына. – М., 1978. – Сс. 3-14.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,.

Фишбах Дж. Д. Психика и мозг // В мире науки. – 1993. - № 11–12. – Сс. 3 -7.

Хамори Й. Долгий путь к мозгу человека. – М., 1985. – 150 с.

Хомская Е.Д., Ефимова И.В. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. – М.,1997. – 281 с.

Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. – М., 1981. – 246 с.

Шеперд Г. Нейробиология. - Т.1. – М., 1987. – 454 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: