Необходимо по учебнику внимательно изучить тему: "Проектирование плана и продольного профиля железных дорог".
Первая группа задач относится к плану железных дорог, к проектированию зависимых (смежных) кривых - кривых, расположенных близко друг от друга. В соответствии с требованиями норм СТН Ц-01-95 между ними должна быть предусмотрена прямая вставка, причем с учетом устройства переходных кривых. Следовательно, прямая вставка измеряется между концами переходных кривых.
На рис. 2 легко выводится формула для определения минимального расстояния между вершинами углов поворота зависимых кривых, причем она одинаковая для кривых, направленных в одну сторону и в разные.
Lв = Т1 + Т2 + р1 + р2 + а (м),
где Т1, Т2 — тангенсы кривых, которые определяются по таблицам "Разбивка кривых на железных дорогах";
р1, р2 — длина, которая предусматривается для устройства переходных кривых (р = lп / 2), м.
а - прямая вставка, величина которой устанавливается СТН Ц-01-95 в зависимости от категории железной дороги.
|
|
Таким образом, по исходным данным определяются в соответствующих таблицах lп, Т и т.д., после чего по формуле определяется искомое расстояние (Lв).
Далее, необходимо вычертить план железной дороги по своим исходным и расчетным данным (см. рис. 2).
Рис.2
Студенты должны его вычертить на миллиметровой бумаге в масштабе 1:2000 (1см - 20 м или 1мм - 2 м) показав на плане, кроме букв, свои числовые размеры.
Вторая группа задач (№№ 51-75) относится к правилам и нормам проектирования профиля и плана железной дороги - перелом профиля относительно переходных кривых.
Вопрос этот связан с тем, что элементы продольного профиля для обеспечения плавности хода сопрягаются вертикальной кривой и эта кривая не должна накладываться на переходную кривую в плане. Искомое минимальное расстояние (X) определяется по следующей формуле (см. рис. 1)
,
где Тв - тангенс сопрягающей кривой в вертикальной плоскости, м;
lп - длина переходной кривой в плане, м.
Так как радиусы вертикальных сопрягающих кривых (Rв) установлены в СТН Ц-01-95 в зависимости от категории железной дороги, то и тангенс вертикальной кривой определяется однозначно в зависимости от указанного фактора.
Таким образом по категории железной дороги определяется радиус вертикальной кривой и затем определяется тангенс вертикальной кривой:
где Di - разность (алгебраическая) сопрягаемых уклонов.
После определения расстояния X, вычерчивается поясняющая схема (без масштаба) по своим исходным и расчетным данным. На чертеже показываются все элементы плана и профиля, их числовые значения.