Тема занятия «Головной мозг, его отделы. Общий план строения. Кора больших полушарий: источник развития, нейронный состав, цито-, миелоархитектоника, модуль. Мозжечок: источник развития, строение. Возрастные особенности. Вегетативная нервная система. Вегетативный ганглий: виды, строение, отличительные морфологические особенности от спинального ганглия. Вегетативная рефлекторная дуга: короткая и длинная».
2. Форма организации занятия: практическое занятие.
3. Значение изучения темы. Каждый орган нервной системы представляет собой анатомически определенную, функционально-специализированную часть организма. Знания гистофизиологии периферической нервной системы (нервы, нервные узлы) и центральной нервной системы (спинной мозг, головной мозг) необходимо для понимания интегрирующей и координирующей функции нервной системы, а также для правильной диагностики заболеваний, связанных с нарушением работы этих органов.
4. Цель обучения:
- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):
|
|
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
- учебная:
знать гистологические препараты коры больших полушарий и мозжечка, схемы строения длинной и короткой вегетативных рефлекторных дуг, строение периферического вегетативного нервного ганглия,
уметь различать в мозжечке - кору, белое вещество, слои коры мозжечка и характерные для них нейроциты, различать слои и нейроциты в коре больших полушарий головного мозга.
|
|
владеть медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов: мозжечок, кора больших полушарий.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Тестовые задания:
(Выбрать один правильный ответ).
1. СТРОЕНИЕ НЕЙРОНОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА:
5) униполярные
6) биполярные
7) мультиполярные
8) мультиполярные и биполярные
2. СЛОЙ КОРЫ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, В КОТОРОМ ЛОКАЛИЗУЮТСЯ КРУПНЫЕ ПИРАМИДНЫЕ НЕЙРОНЫ:
9) 1
10) 2
11) 3
12) 5
3. СЛОИ КОРЫ МОЗЖЕЧКА:
a. молекулярный, звездчатый, ганглионарный
b. молекулярный, зернистый, полиморфных клеток
c. молекулярный, ганглионарный, зернистый
d. молекулярный, звездчатый, зернистый
4. КОРЗИНЧАТЫЕ НЕЙРОНЫ МОЗЖЕЧКА ПО ФУНКЦИИ:
a. тормозные
b. рецепторные
c. эфферентные
d. возбуждающие
5. КЛЕТКИ, ОБРАЗУЮЩИЕ СИНАПСЫ С ЛИАНОВИДНЫМИ ВОЛОКНАМИ МОЗЖЕЧКА:
a. звездчатые нейроны
b. грушевидные нейроны
c. клетки-зерна
d. корзинчатые нейроны
6. СЛОЙ КОРЫ МОЗЖЕЧКА, В КОТОРОМ ЛОКАЛИЗУЮТСЯ КОРЗИНЧАТЫЕ НЕЙРОНЫ:
a. ганглионарный
b. молекулярный
c. грушевидных клеток
d. зернистый, ганглионарный
7. ЭФФЕРЕНТНЫМИ НЕЙРОНАМИ КОРЫ МОЗЖЕЧКА ЯВЛЯЮТСЯ:
a. зернистые нейроны
b. пирамидные нейроны
c. грушевидные нейроны
d. звездчатые нейроны
8. ДЕНДРИТЫ КЛЕТОК-ЗЕРЕН МОЗЖЕЧКА ЗАКАНЧИВАЮТСЯ В СЛОЕ:
a. молекулярном
b. зернистом
c. ганглионарном
d. полиморфном
9. ЭФФЕРЕНТНЫМИ НЕЙРОНАМИ ВЕГЕТАТИВНОГО ГАНГЛИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
a. клетки догеля-1
b. клетки догеля-2
c. клетки догеля-3
d. клетки догеля-4
10. ПРЕГАНГЛИОНАРНОЕ НЕРВНОЕ ВОЛОКНО ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ РАСПОЛОЖЕНО:
a. между эфферентными нейронами
b. между эфферентным нейроном и рецептором
c. между эфферентным и афферентным нейроном
d. между афферентным нейроном и рецептором