Основные понятия и положения темы. 1. Ганглий вегетативный автономный (висцеральный)


1. Ганглий вегетативный автономный (висцеральный)

2. Зернистая пластинка внутренняя

3. Зернистая пластинка наружная

4. Зернистый слой

5. Кора большого мозга

6. Медиальная петля

7. Мозжечок

8. Молекулярная пластинка

9. Молекулярный слой

10. Нейрон горизонтальный

11. Нейрон грушевидный

12. Нейрон звездчатый

13. Нейрон зерновидный (клетка-зерно)

14. Нейрон корзинчатый

15. Нейрон пирамидный большой

16.Нейрон пирамидный средний

17. Нейрон пирамидный малый

18. Нервное волокно моховидное (лазящее)

19. Нервное волокно пре- и постганглионарное

20. Нервное волокно эфферентное

21. Олива

22. Пирамидная пластинка наружная

23. Пирамидная пластинка внутрен­няя

24. Продолговатый мозг

25. Промежуточное (серое) вещество латеральное

26. Промежуточное (серое) вещество центральное

27. Слой грушевидных нейронов


Используя материал учебника гистологии, лекции, дополнительную литературу, атлас необходимо проработать материал темы и подготовиться к практическому занятию

Внимательно изучите и запомните из чего состоит мозжечок, нейронный состав коры мозжечка, структурные компоненты серого и белого вещества и их функцию. На примере мозжечка есть возможность показать нервный центр экранного типа. Усвоить, что в понятия «Слой» и «Экран» вкладывается различное содержание. В коре мозжечка 3 слоя и один экран. Необходимо запомнить, что все нейроны молекулярного и зернистого слоев коры мозжечка ассоциативные.

Проследите по схеме части головного мозга, их тканевой состав и как он связан с типом коры головного мозга. Обратите внимание на цитоархи-тектонику, миелоархитектонику, и что входит в эти понятия. Надо запом­нить, что все нейроны I - IV слоев коры головного мозга - вставочные (ас­социативные), образующие многочисленные связи, короткие и длинные внутри коры, а также основные афферентные и эфферентные связи.

Ствол мозга. Запомните, какие составные части имеет ствол мозга. Их тканевой состав, функциональную характеристику нейроцитов и функцию различных отделов ствола мозга. Характеризуя ствол мозга, необходимо понять его принципиальное сходство со спинным мозгом.

Необходимо провести анализ принципов организации вегетативной нервной системы, отметив при этом, что принципиальной разницы структурной организации соматического и вегетативного отделов нервной системы нет. Проследив по схеме строение ганглия вегетативной нервной системы, необходимо запомнить его отличие от спинального ганглия. Следует обратить внимание на возможные варианты локализации чувствительных нейронов вегетативной нервной системы (спинальные и черепно-мозговые ганглии, клетки Догеля в экстра- и интрамуральных вегетативных ганглиях). Необходимо понять особенности рефлекторных дуг ВНС и содержание понятий пре- и постганглионарные волокна. Зарисовать схемы длинной вегетативной рефлекторной дуги и обозначить:

1) рецептор;

2) дендрит чувствительного нейрона;

3) тело чувствительного нейрона спинального ганглия;

4) нейрит чувствительного нейрона;

5) дендрит 1-го двигательного нейрона;

6) тело 1-го двигательного нейрона;

7) нейрит 1-го двигательного нейрона (преганглионарное волокно);

8) дендрит 2-го двигательного нейрона;

9) тело 2-го двигательного нейрона (клетки Догеля первого типа);

10) нейрит 2-го двигательного нейрона (постганглионарное волокно);

11) эффектор.

Зарисовать схему короткой вегетативной рефлекторной дуги и обозначить: 1)рецептор;

2) дендрит клетки Догеля 2-го типа;

3) тело клетки Догеля 2-го типа (афферентная);

4) нейрит клетки Догеля 2-го типа;

5) дендрит клетки Догеля 1-го типа;

6) тело клетки Догеля 1-го типа (эфферентная);

7) нейрит клетки Догеля 1-го типа;

8) эффектор;

9) вегетативный ганглий


5.3 Перечень практических умений по дисциплине:

Объект изучения Наименование практических умений
Препарат №55. «Мозжечок». Окраска: импрегнация азотнокислым серебром. Препарат №56. Кора больших полушарий. Окраска: импрегнация азотнокислым серебром Найти на малом увеличении в извилине мозжечка: 1. молекулярный слой; 2. слой грушевидных нейронов; 3. зернистый слой; 4. белое вещество; Найти при большом увеличении: 5. ядра звездчатых клеток; 6. ядра корзинчатых клеток; 7. дендриты грушевидных клеток; 8. нейриты корзинчатых клеток; 9. лиановидные волокна; 10. тела грушевидных клеток; 11. корзинчатые синаптические окончания; 12. ядра клеток- зерен. Найти на малом увеличении самые крупные клетки пирамидной формы, расположенные в нижней трети коры. На большом увеличении найти: 1. ядро; 2. ядрышко; З. тело клетки; 4. верхушечный дендрит; 5. боковые дендриты; 6.нейрит.
   

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы.

1. Мозжечок, строение функция.

2. Назовите слои коры мозжечка.

3. Строение молекулярного слоя коры мозжечка. Функция нейронов.

4. Молекулярного слоя.

5. Строение нейронов ганглиозного слоя.

6. Чем представлено чувствительное звено мозжечка.

7. Назовите слои больших полушарий.

8. Какие нейроны по строению и функции располагаются в коре больших полушарий?

9. Какие слои больших полушарий наиболее развиты в моторных центрах коры?

10. Какие слои больших полушарий наиболее развиты в чувствительных корковых центрах?

11. На какие отделы подразделяется вегетативная нервная система?

12. Чем представлена периферическая часть вегетативной системы?

13. Строение вегетативного ганглия.

-решение ситуационных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: