Первичные и вторичные рынки

Финансовые рынки функционируют как первичные и вторичные рынки долговых и корпоративных ценных бумаг. Термин «первичный рынок» указывает на первую продажу ценных бумаг правительствами или корпорациями. Вторичные рынки — это рынки, где эти ценные бумаги покупаются и продаются после первоначальной продажи. Обыкновенные акции, конечно, эмитируются только корпорациями. Долговые ценные бумаги эмитируются как пра­вительствами так и корпорациями. Далее мы рассмотрим только корпоративные ценные бумаги.

Первичные рынки. При операции на первичном рынке корпорация выступает продавцом и в результате сделки получает дополнительные средства. Корпорации участвуют в двух типах сделок на первичном рынке: публичные предложения и частные размещения. Публичное предложение, как само за себя говорит название, предполагает продажу ценных бумаг торгующей публике, в то время как частное размещение — это торговая сделка с определенным покупателем, завершающаяся в результате переговоров.

По закону публичное предложение ценных бумаг и акций должно быть зарегистрировано в Комиссии по ценным бумагам и биржам. Регистрация требует от фирмы раскрытия большого количества информации о себе до продажи, каких-либо ценных бумаг. Бухгалтерские, юридические и торговые расходы на публичное предложение могут быть существенными.

Чтобы частично избежать различных нормативных требований и расходов на публичные предложения, долговые и корпоративные ценные бумаги часто продаются частным образом крупным финансовым институтам, таким как компании по страхованию жизни или взаимные (инвестиционные) фонды. Такие частные размещения не требуют регистрации в комиссии по ценным бумагам и использования андеррайтеров (инвестиционных банков, специализирующихся на продаже ценных бумаг торгующей публике).

Вторичные рынки. Сделка на вторичном рынке происходит между одним владельцем или кредитором, продающим бумаги другому. Следовательно, средства для передачи прав собственности на корпоративные ценные бумаги предоставляет вторичный рынок. Хотя корпорация вовлечена в сделки на первичном рынке только напрямую (когда она продает акции для получения средств), вторичные рынки остаются решающими для крупных корпораций. Причина, по которой инвесторы предпочитают покупать ценные бумаги в сделках на первичном рынке — это то, что они знают, что при желании эти бумаги могут быть позднее перепроданы на вторичном рынке.

Дилерские и аукционные рынки. Существует два основных типа вторичных рынков: аукционные и дилерские рынки. Грубо говоря, дилеры покупают и продают сами, на свой страх и риск. Например, дилер машин покупает и продает автомобили. А брокеры и агенты, наоборот, состыковывают покупателей и продавцов, но они фактически не являются владельцами продаваемого или покупаемого товара. Например, агент по недвижимости обычно сам не продает и не покупает дома.

Дилерские рынки акций и долгосрочных долгов называются внебиржевыми, или ОТС-рынками (ОТС от английского «over-the-counter», что означает «через прилавок»). Основная торговля идет «через прилавок», в розницу и без посредника. Выражение «через прилавок» пришло из истории, когда ценные бумаги буквально продавались и покупались на прилавках в офисах и по всей стране. В настоящее время существенная часть рынка акций и почти все рынки долгосрочных долгов не имеют центрального месторасположения — многие дилеры связаны компьютерными сетями.

Аукционные рынки отличаются от дилерских двумя факторами. Во — первых, аукционный рынок или биржа имеет физическое место. Во — вторых, на дилерском рынке большинство покупок и продаж выполняется самим дилером. С другой стороны, основной целью аукционного рынка является подбор тех, кто хочет продать, с теми, кто хочет купить. Дилеры играют ограниченную роль.

Торговля корпоративными ценными бумагами. Обыкновенные акции большинства крупных фирм в США продаются на организованных аукционных рынках. Таким крупнейшим рынком является Нью-йоркская фондовая биржа (NYSE = New York Stock Exchange, произносится «ну-си»), на чью долю приходится свыше 85% всех продаваемых на аукционных рынках акций. Среди других таких рынков можно назвать Американскую фондовую биржу (АМЕХ) и региональные биржи, такие как среднезападная фондовая (Midwest Stock Exchange).

В таблице 1.1 приведены различные американские биржи и средние дневные объемы продаж 90-е годы, в миллионах акций. Обратите внимание, насколько малы региональные биржи по сравнению с NYSE.

Таблица 1.1

Американские фондовые биржи и объемы торговли

Биржа Средний ежедневный объем торговли в 1990 г. (в млн акций) Процент общего объма
Нью-Йорк 158,8 48%
NASDAQ 131,9  
Америкэн 11.8  
Мидуэст 9,6  
Пасифик 6,4  
Филадельфия 3,7  
Бостон 3,2  
Цинциннати 1,5 <1
Спокэн <0,1 <1

Таблица 1.2 также показывает, что к дополнению к фондовым биржам большая часть акций приходится на внебиржевые рынки.

Также существуют крупные и важные финансовые рынки за пределами США, и американские корпорации проявляют увеличивающийся интерес к этим рынкам в целях получения дополнительных средств. Токийская и лондонская фондовые биржи (TSE, Tokyo Stock Exchange; и LSE, London Stock Exchange) — два хорошо известных примера. Тот факт, что внебиржевой рынок не имеет физического местонахождения, означает, что национальные границы не являются для него большим барьером, и поэтому в настоящее время существуют огромные международные внебиржевые рынки долгов. Глобализация финансовых рынков достигла такой точки, когда торговля многими инструментами никогда не останавливается — она просто путешествует по всему миру.

Котировки. Если акции продаются на организованной бирже, то говорят, что они котируются на этой бирже. Чтобы быть включенным в котировки, фирма должна удовлетворять определенным минимальным критериям, как, например, размер активов и число акционеров. Эти требования различны на разных биржах.

NYSE имеет наиболее строгие требования по сравнению с другими биржами в США. К примеру, чтобы быть включенными в котировки NYSE, рыночная стоимость публично продаваемых акций компании должна составлять, по крайней мере, 18 миллионов долларов, а общее количество акционеров, владеющих, по крайней мере, 100 акциями, должно быть больше чем 2000. Существуют другие ограничения на доходы, активы и число выпущенных в обращение акций.

1.6. Финансовый менеджмент в третьем тысячелетии

Когда в начале XX века финансовый менеджмент окончательно сформировался как отдельная область науки, основной упор делался, прежде всего, на законодательные аспекты налогообложения и слияния компании, формирование новых фирм и различные типы ценных бумаг, которые фирмы могли выпускать для того, чтобы привлекать капитал. В течение Великой депрессии 30-х годов в США прошлого века акцент сместился на банкротство и реорганизацию, корпоративную ликвидность и регулирование рынка ценных бумаг. В течение 40-х и в начале 50-х годов прошлого века финансы все еще изучались как описательный, институциональный предмет, который рассматривался скорее сточки зрения стороннего наблюдателя, нежели менеджера. Однако в конце 50-х годов наметилось движение в сторону теоретического анализа, и фокус переместился на решения менеджеров, разрабатываемые в целях наращивания акционерной стоимости корпораций.

Концентрация на максимальном увеличении стоимости продолжается и с наступлением XXI века. В то же время все большую и большую важность приобретают два новых направления анализа: 1) глобализация бизнеса и 2) нарастающая активность использования информационных технологий. Обе эти тенденции предоставляют компаниям новые захватывающие возможности повышения рентабельности и снижения рисков, но они приводят также к росту конкуренции и к возникновению новых, ранее не известных источников рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: