Глобализация бизнеса

Многие компании сегодня во все большей и большей степени полагаются на проведение операций за рубежом. В табл. 1.2. представлены доли выручки и прибыли десяти наиболее известных американских корпорации от зарубежной деятельности. Очевидно, что эти десять «американских» компаний в действительности являются транснациональными корпорациями.

Таблица 1.2

Доли выручки и прибыли десяти наиболее известных американских корпораций, полученной в 1999 году от их зарубежных филиалов

Компании Доли выручки фирмы от зарубежных филиалов, % Доли прибыли фирмы от зарубежных филиалов, %
Chase Manhattan 27,8 26,6
Coca — Cola 62,3 64,6
Exxon 80,1 65,1
General Electric 23,9 31,1
General 30,8 68,0
TBM 56,8 68,9
McDonaid`s 60,8 71,7
Merek 24,9  
Minn Mining & Mfg 51,7 26,9
Walt Disney 16,7 18,9

К росту степени глобализации бизнеса привели четыре фактора: 1) развитие систем транспорта и связи, что снизило затраты и сделало международную торговлю более доступной; 2) возросшее влияние потребителей на законодательные органы многих стран, что привело к снижению торговых барьеров, созданных для защиты интересов неэффективных отечественных производителей, и в большей мере открыло национальные рынки для импорта; 3) по мере развития технологии увеличились затраты компаний на разработку новых видов продукции. Попытки снизить эти затраты привели к созданию совместных предприятий таких компаний как General Motors и Toyota, которые таким образом смогли распределить затраты на разработку на большие объемы продаж и соответственно снизить их долю в себестоимости единицы продукции; 4) наконец, глобализация дала возможность переносить сам процесс производства в те страны, где оно дешевле и где на него налагается меньше законодательных ограничений. Это резко повысило конкурентоспособность продукции фирм и в их собственных странах. В результате действия этих четырех факторов оптимальными с точки зрения издержек становятся разработка, производство и реализация продукции, осуществляемые в глобальном масштабе.

Компании, оказывающие услуги, включая банки, рекламные агентства и бухгалтерские фирмы, также вынуждены становиться «глобальными», поскольку такие фирмы могут наилучшим образом обслуживать своих многонациональных клиентов, если их операции также не ограничиваются одной страной. Конечно, всегда будут существовать исключительно национальные компании, но наиболее динамичный рост и наилучшие возможности трудоустройства в последнее время демонстрируются компаниями, которые работают по всему миру.

Даже предприятия, работающие исключительно на территории Соединенных Штатов, не защищены от воздействия глобализации. Например, на затраты компании, строящей дома в сельской местности штата Небраска, влияют процентные ставки и цены на лесоматериалы — и оба эти фактора определяются глобальными условиями предложения и спроса. Более того, и на спрос на построенные местной фирмой дома оказывают влияние процентные ставки, а также условия развития местного сельского хозяйства, что в большой степени зависит от иностранного спроса на пшеницу. Для того чтобы работать эффективно, строительная фирма из Небраски должна быть в состоянии прогнозировать спрос на построенные ею дома, что, в конечном счете, зависит от событий, происходящих по всему миру. Таким образом, как минимум некоторое знание условий глобальной экономики важно фактически для любого человека, а не только для тех, кто занят непосредственно в транснациональных корпорациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: