Определение цены и объемов производства монополистом

Так как монополист является единственным продавцом в отрасле, то кривая спроса на его продукцию совпадает с кривой рыночного отраслевого спроса, имеющий нисходящий вид. Форма кривой спроса обуславливает меньшее значение предельного дохода чем цены и, следовательно, местоположение кривой предельного дохода под кривой спроса. В связи с тем, что в условиях монополии монополист самостоятельно определяет и цену, и объем производства, он руководствуется в данном случае максимизацией своей совокупной прибыли, производя объем продукции, при котором предельные доходы равны предельным издержкам.

На графике величина совокупной прибыли будет равна площади прямоугольника СБЕД, т.е. произведение количества реализации продукции (соответствующего разнице предельного дохода и предельных издержек и соответствующей прибыли за единицу продукции).

56.Ценовая дискриминация.

При определенных условиях монополист может расширить объемы реализации и увеличить прибыль, осуществляя ценовую дискриминацию. Она имеет место, когда продукт продается по более чем одной цене и эти различия не оправдываются различиями в издержках.

Для проведения ценовой дискриминации необходимы следующие условия:

1) Продавец должен быть в состояние разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на благо. Тем покупателям, спрос которых не эластичен, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос более эластичен – более низкая;

2) Блага не могут перепродаваться покупателями одного трынка покупателям другого рынка, поскольку свободное передвижение благ приведет к возникновению единой цены;

3) Покупатели должны быть отождествлены.

Виды ценовой дискриминации:

1) Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса. Поэтому цены продаж блага для всех покупателей различны;

2) Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок;

3) Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: