Международные исследовательские группы

МТО имеют целью наблюдения за реализацией международных товарных соглашений, а также изучение состояния мировых товарных рынков и обсуждение проблем, связанных с соотношением спроса и предложения на конкретных рынках, и выработки рекомендаций правительствам стран-участниц (Международные консультативные организации и Международные исследовательские группы). Деятельность МТО в определенной степени ограничивает возможности для односторонних действий некоторых стран-производителей сырья, препятствует образованию международных объединений экспортеров картельного типа.

Международные организации МО (International Organizations) были созданы на основе международных товарных соглашений с целью наблюдения за их реализацией. Они обладают правосубъективностью, имеют конкретные цели и организационную структуру. Направления деятельности МО предполагают использование специально создаваемых механизмов в зависимости от вида соответствующего международного товарного соглашения.

В настоящее время в системе ООН действуют Международные организации по какао, по кофе, по натуральному каучуку, по сахару, по зерну, по тропической древесине, по джуту. Организационная структура МО, наделенных международной правосубъектностью, в принципе, однотипна. Она включает Международный совет, Исполнительный комитет и Исполнительного директора. Международный совет является высшим органом, состоящим из представителей всех участников Соглашения. Он проводит регулярные очередные и внеочередные сессии, где принимаются решения, связанные с реализацией Соглашения. Система распределения голосов при принятии решений основана на формальном равенстве сторон - стран-экспортеров и импортеров. Исполнительный комитет - это высший исполнительный орган, работающий под руководством Совета и отчитывающийся перед ним. Он осуществляет текущее наблюдение за состоянием конъюнктуры мирового рынка и вырабатывает рекомендации по механизму его регулирования.

31, Риск в экономике (экономический риск) - это опасность прямых материальных потерь или неполучения желаемого результата (дохода, прибыли) вследствие случайного изменения внешних и внутренних условий производства, а также неоптимальных управленческих решений.

Любая экономическая структура, в том числе и агропромышленное производство, относится к категории вероятностных систем, подверженных различным рискам. Можно выделить риски объективные и субъективные.

Объективные макроэкономические риски связаны с неопределенностью внешней экономической среды. Это - изменение конъюнктуры мирового рынка, возникновение региональных или мировых финансовых кризисов, существенные изменения в соотношении валютных курсов разных стран и др. В масштабах отдельной страны также формируются собственные макроэкономические риски. Нередко они связаны со структурными сдвигами в производстве, бюджетным дефицитом, неуправляемой инфляцией. В трансформационных (переходных) экономиках неопределенность экономических процессов возрастает под влиянием политической нестабильности и социальных потрясений. Импульсы макроэкономических рисков распространяются на деятельность отдельных предприятий, фирм, усиливая их собственные риски, которые можно назвать микроэкономическими рисками.

Субъективный риск - это склонность (или способность) к риску, характеризующая индивидуальные особенности человека. Выделяются три типа людей: склонные к риску, нейтральные, отрицательно относящиеся к риску. Эти свойства проявляются в деловой жизни, определяют стиль руководства и методы принятия решений. Среди руководителей коллективных сельскохозяйственных организаций и фермеров можно найти представителей всех этих типов. Жизнь показывает, что лучших результатов достигают те, кто способен принимать смелые, но взвешенные решения с учетом возможных рисков.

32, По результатам многочисленных и напряженных переговоров Россия получила в целом приемлемые, сбалансированные условия присоединения к ВТО. Поэтому, прежде всего, обратим пристальное внимание на положительные последствия и результаты вступления во Всемирную торговую организацию. Позитивные итоги принесло вступление в ВТО для производителей цветных металлов. Россия окончательно отказалась от идеи экспортных пошлин на биржевые металлы: никель, медь и алюминий. Через четыре года эти пошлины будут обнулены, что должно благоприятно сказаться на конкурентоспособности и финансовых показателях таких компаний как Норильский никель, РУСАЛ, УГМК.

В период переговоров и обсуждения условий членства Российской федерации в ВТО, многие эксперты прогнозировали крах если не всей экономической системы государства в целом, то отдельных ее отраслей и секторов. Однако, по истечении года официальные данные и статистика Евразийской экономической комиссии свидетельствуют о том, что ситуация в экономике России остается в умеренной степени стабильной [4]. Первые финальные итоги, наглядно демонстрируют тот факт, что резкого роста импорта не произошло, а наибольшее влияние на объем ввозимых товаров оказали вовсе не пошлины в рамках ВТО, а курс национальной валюты. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития М.Медведков отметил, что на сегодняшний день нет доказательств, что со вступлением в ВТО резко возрос импорт, и это наносит вред экономике [7] Обратим теперь внимание и на отрицательные последствия ведения торговли и бизнеса для отечественных производителей в соответствии с правилами и нормами ВТО, которых пока, к сожалению больше, чем положительных и они гораздо ощутимее.

Как и прогнозировалось до вступления в ВТО, больше всего в России пострадала аграрная отрасль, легкая промышленность, машиностроение, металлургия. Отраслевые ассоциации отчитались, что в животноводстве, в производстве свинины, говядины, мяса птицы, в производстве молока практически все предприятия находятся в убытках, рентабельных не осталось.

Таможенная статистика зафиксировала рост ввоза свинины на 16 %; молочных продуктов — на 23 %; растительного масла — на 50 %. В результате отмены квот на ввоз мясопродуктов в страну хлынуло сырье самых разных производителей, в том числе и недобросовестных. Начались поставки продукции, которая хранилась многие годы в морозильниках. В результате в стране возник переизбыток мяса, в том числе за счет некачественной и зараженной продукции.

33, Агропромышленный комплекс -- это функциональная многоотраслевая подсистема, выражающая взаимосвязь, взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации.

Формирование АПК связано с переходом сельского хозяйства к машинной стадии производства, которая значительно углубила и расширила технологические и функциональные связи сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики. Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют в функционировании АПК. Роль агропромышленного комплекса в экономике России и других стран

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. Находясь в настоящее время в состоянии кризиса, АПК по-прежнему вносит значительный вклад в формирование бюджета. В 2000 году, по данным МНС России, только сельхозпредприятия и организации пищевой промышленности внесли в бюджеты всех уровней 110 млрд. рублей, а получили из них около 30 млрд. рублей. Государственная поддержка с/х России ныне составляет около 0,5 млрд долл. Это в 10-15 раз меньше суммы, которая предлагается нашей стороне на переговорах с ВТО. Многие отрасли с/х при действующих ценах убыточны, что и дает возможность по правилам ВТО защищать их от недобросовестной конкуренции импортеров. Несмотря на развитие кризисных процессов, с/х в производстве происходит ежегодное сокращение бюджетных средств направляемых на его финансирование. Доля расходов на с/х упало с 9,8 % в 1991 году до 3 % в 2000 году или в 3,3 раза, а в валовом внутреннем продукте, соответственно, с 2,6 % до 0,8 %. Доля господдержки в общих затратах с/х товаропроизводителей крайне не значительна и практически не оказывает стимулирующего влияния на увеличение производства продукции и повышение его рентабельности.

34, Всемирная торговая организация – интернациональная экономическая организация, координирующая правила международной торговли в соответствии с принципами либерализма. 1 Она формулирует для себя задачи повышения объемов международной торговли за счет путем уменьшения тарифов и минимизации торговых ограничений. Основная задача – способствование беспрепятственной международной торговле.Соглашением по сельскому хозяйству определяются критерии для классификации направлений политики господдержки в общем и политики выделения субсидий в частности, которые оказывают искажающее влияние на торговые процессы (меры «янтарного ящика») и которые такого влияния не оказывают (меры «зеленого ящика»). Помимо этого, в данном соглашении возникает совершенно новый комплекс мер господдержки, не фигурирующий в соглашении по субсидиям и компенсационным мерам, – «голубой ящик». Меры «янтарного ящика» являются в регионах России основным инструментом господдержки сельскохозяйственных отраслей. В общих расходах бюджета на сельскохозяйственные отрасли их доля превышает 56%. Меры «голубого ящика» в России вообще не применяются.Выделяют две основные модели прямой господдержки сельскохозяйственных отраслей: североамериканская и западноевропейская. Господдержка товаропроизводителей сельскохозяйственных отраслей по первой модели основывается на гарантированных закупочных ценах. Причём бюджетные выплаты определяются уровнем доходов фермеров. По второй модели выплачиваются дотации фермерам на сельхозпродукцию в пределах установленных квот

35, Указ Владимира Путина от 6 августа этого года и постановление Правительства России о запрете ввоза продовольственных товаров из некоторых стран Запада открыли, по сути, новую страницу развития отечественного сельскохозяйственного производства.Слово импортозамещение в плотную вошло в лексикон россиян в августе 2014 года когда Путин В.В. вел ответные меры против ряда государств применивших против нашей страны санкции. О правильности или неправильности данного решения можно спорить долго, но однозначно можно сказать одно - оно является плюсом для малого бизнеса, так как открывает возможность для местных производителей расширить свою долю на продуктовом рынке.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» приказываю:

1. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России:

1) обеспечить запрет сроком на один год ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, по перечню согласно приложению к настоящему приказу (далее - товары отдельной категории) при их прибытии на таможенную территорию Таможенного союза;

2) довести до заинтересованных должностных лиц подчиненных таможенных органов требования Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Постановление) и настоящего приказа;

3) обеспечить определение страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, в установленном порядке, в том числе при необходимости путем проведения фактического контроля в рамках системы управления рисками;

4) организовать оказание практической и методической помощи должностным лицам таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, со стороны функциональных подразделений таможен для решения вопросов определения страны происхождения товаров, классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и идентификации ввозимых товаров на предмет их возможного отнесения к товарам отдельной категории;

5) при выявлении фактов декларирования товаров отдельной категории обеспечить отказ в выпуске таких товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и принятие мер по их немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, за исключением товаров отдельной категории, фактически ввезенных на территорию Российской Федерации до вступления в силу Постановления. О выявленных фактах декларирования товаров отдельной категории информировать Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России;

6) определить должностных лиц, ответственных за мониторинг ситуации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и осуществление контроля за совершением таможенных операций в отношении товаров отдельной категории. Перечень указанных должностных лиц и их контактные данные направить до 8 августа 2014 года в Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России на адреса электронной почты Leo№ovaYuA@ca.customs.ru, ShklyaevSV@ca.customs.ru с последующей досылкой.

2. Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России (Д.Б. Жуков) обеспечить мониторинг ситуации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации с последующим докладом руководству ФТС России.

3. Управлению рисков и оперативного контроля ФТС России (В.И. Голоскоков), региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России:

1) обеспечить проведение систематического мониторинга результатов совершения таможенных операций в целях выявления тенденций, связанных с изменением номенклатуры и страны происхождения ввозимых товаров, и оценку рисков недекларирования и недостоверного декларирования товаров отдельной категории;

2) принять меры в рамках системы управления рисками по минимизации рисков недостоверного декларирования и недекларирования ввозимых товаров отдельной категории.

4. Аналитическому управлению ФТС России (Ф.А. Золотницкий), Управлению рисков и оперативного контроля ФТС России (В.И. Голоскоков) организовать проведение мониторинга перераспределения объемов декларирования между таможенными органами государств - членов Таможенного союза и изменения номенклатуры ввозимых товаров отдельной категории.

5. Главному управлению по борьбе с контрабандой ФТС России (В.С. Миронов) организовать проведение мероприятий по выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного союза товаров отдельной категории.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.

Российская промышленность в сентябре выросла при поддержке отраслей, ориентированных на импортозамещение, и подпитываемых средствами из госбюджета и ослаблением рубля. Экономика безусловно получит импульс для роста, вопрос в том, насколько этот эффект продолжительный, говорят аналитики.

Объем промышленного производства в РФ в сентябре 2014 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,8 процента, сообщил Росстат 15 октября. Опрошенные Рейтер аналитики ожидали роста на 0,3 процента, максимальная оценка была на уровне 1,7 процента.

По сравнению с августом 2014 года промпроизводство выросло на 2,7 процента, за январь-сентябрь 2014 года — на 1,5 процента в годовом выражении.

Логистические центры (ЛЦ) выступают одной из форм интеграционного взаимодействия компаний в целях максимизации доходов на основе координации совместных усилий и централизации материального и информационного обеспечения товародвижения. ЛЦ объединяют в себе черты крупных оптово-посреднических предприятий, функции маркетинговых и информационных центров, услуги логистических компаний. К основным функциям ЛЦ относятся обработка и хранение грузов, перевалка на другие виды транспорта, таможенная очистка и оформление, информационная поддержка. К ЛЦ относятся терминальные комплексы, транспортно-логистические, транспортно-распределительные, распределительные, информационно-логистические центры. Задачи кластера: ⎯ Разработка новых конструкций основного, вспомогательного инструмента и другой технологической оснастки. Изготовление опытных образцов. Организация презентаций новых конструкций и перспективных разработок. ⎯ Выделение производственного участка по изготовлению оснастки и другой продукции в сотрудничестве с якорными предприятиями кластера и другими организациями ⎯ Изготовление и реализация опытных образцов оснастки и другой продукции. ⎯ Серийное изготовление и реализация оснастки и другой продукции в сотрудничестве с якорными предприятиями кластера и другими организациями в рамках проекта Технопарка Курганской области – «Промышленная кооперация». ⎯ Проведение научных исследований эффективного использования инструмента для металлообработки. ⎯ Оказание консалтинговых услуг для промышленных предприятий и других участников кластера в области прогрессивных технологий инструментообеспечения. ⎯ Расширение возможностей учебного сектора в направлении реализации образовательных программ (повышение квалификации) для различных категорий слушателей по тематике кластера. ⎯ Информационная поддержка кластера (электронный ресурс в сети интернет, электронный и/или бумажный журнал, информационные листы и т.д.. В ИТОГЕ ПЛОХИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

36, Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области.


2. Продовольственная безопасность Российской Федерации (далее – продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее – рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.


3. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

· своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

· устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

· достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

· обеспечение безопасности пищевых продуктов.


4. Настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Настоящая Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов, а также определяет основные понятия, используемые в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

37, Летом 2012 МГУТУ имени К.Г.Разумовского совместно с 11 отраслевыми научно-исследовательскими Российской Академии Сельскохозяйственных Наук разработали технологическую платформу «Конкурентоспособные пищевые продукты: технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции 2013-2030 в условиях ВТО».
Целью платформы является обеспечение широкого взаимодействия вузов, ученых, работодателей по разработке и внедрению широкого спектра технологий для отраслей пищевой, перерабатывающей, легкой и текстильной промышленности. Основным инструментом реализации платформы является организация такого взаимодействия на уровне регионов.
С этой целью университетом, в лице института инновационных технологий, в октябре 2012 были организованы семинары-треннинги по формированию региональных отраслевых кластеров. Участниками тренингов стали работники вузов, научных учреждений, чиновники областного и местного уровня, а так же представители казачьих обществ.
В ходе семинаров тренингов были определены конкурентоспособные кластеры для каждого конкретного региона, разработаны их модели, способы управления и взаимодействия внутри кластера. По результатам тренингов были созданы стратегии развития филиалов и определены конкретные мероприятия по развитию кластеров, а так же формы участия в этом процессе всех заинтересованных сторон. Создание технологической платформы «Хранение и переработка-2030» продиктовано также необходимостью усиления интеграции и кооперации отечественных научных разработок в области производства продуктов питания и создания условий для повышения мотивации бизнеса к инновациям в пищевой индустрии», – говорится в сообщении Министерства сельского хозяйства страны.

Проект представляет собой современную форму государственно-частного партнерства для формирования политики в сфере науки и технологий на приоритетных направлениях технико-технологического развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности для повышения их конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики.

Также технологическая платформа объединяет на добровольной основе промышленные структуры, вузы, научно-исследовательские организации, государственные и финансово-кредитные институты, союзы и ассоциации, общественные объединения, а также физические лица, разделяющие ее цели и задачи. Сегодня в программе готовы участвовать 109 организаций.

38, В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

2. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации:

ежегодно представлять доклад о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, в том числе о ходе реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

вносить проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

представить предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом. Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

39, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учётом вызовов предстоящего периода;

стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

формы и механизмы стратегического партнёрства государства, бизнеса и общества;

цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития. Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия. Высокие стандарты благосостояния человека Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов). Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами

40, Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) предусматривает системное решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, ресурсное и финансовое обеспечение, а также механизмы реализации мероприятий Стратегии и показатели их результативности. Стратегия призвана создать не только необходимые условия для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействовать реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Стратегическая цель, стоящая перед пищевой и перерабатывающей промышленностью, заключается в обеспечении гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых резервных фондов. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо отметить следующие существенные преимущества условий функционирования отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в индустриально развитых зарубежных странах по сравнению с их возможностями в России:

более высокий технический уровень производства, позволяющий использовать современные достижения научно-технического прогресса;

более эффективные меры государственного регулирования и защиты продовольственного рынка;

развитие различных форм объединений организаций, отстаивающих их права и интересы на всех уровнях государственной власти и бизнеса.

Все это позволяет развитым странам обеспечить продовольственную безопасность и формировать необходимые ресурсы для экспансии на мировом продовольственном рынке.

Динамика развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относится определяющий спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения, а также вхождение России в мировое экономическое пространство и повышение вероятности рисков, угрожающих устойчивому и динамичному развитию пищевой промышленности со стороны мирового рынка продовольствия.

Необходимо внедрить новые технологии в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе био- и нанотехнологии, позволяющие значительно расширить выработку продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками, лечебно-профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов. Необходимо повысить глубину переработки, вовлечь в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, что позволит увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья.

В 2020 году производство пищевых продуктов должно увеличиться в 1,4 раза при среднегодовом темпе прироста 3,5 - 5 процентов к уровню 2010 года. При этом предполагаются более высокие темпы прироста мяса и мясопродуктов, отдельных секторов молокопродуктов, сахара, крахмалопродуктов и плодоовощной продукции. Коэффициент использования производственных мощностей должен достигнуть 85 процентов.

41,

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, а обусловливает повышение требований к темпу и качеству экономического развития в период до 2020 года.

Задачи посткризисного восстановления и ускорения перехода на инновационный путь развития придется решать в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия и которые требуют еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем.

Ключевыми из внешних вызовов в части инновационного развития являются:

ускорение технологического развития мировой экономики.

Технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышает неопределенность в развитии РоссииРазвитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников, включая сланцы и нефтеносные пески, может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику России финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, и, следовательно, к снижению значимости Российской Федерации в мировой политике.

Кризис 2009 года усилил важность этого вызова для России. Связано это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие рассматриваются Соединенными Штатами Америки, Японией, государствами - членами Европейского союза, а также Китаем, Индией и Бразилией в качестве ключевой антикризисной меры. Развитые страны в рамках антикризисных мероприятий направили десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций на развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли и информационных технологий. Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в реализации инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.

В 2005 году были утверждены Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. За последние годы значительно увеличено финансирование за счет средств государства фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006 - 2008 годов) и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования наукеализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, а также по поддержке кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета с 2010 по 2012 годы будет выделено около 90 млрд. рублей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: