Подход Коуза к природе фирмы (теория трансакционных издержек), его предпосылки, основные выводы и ограничения применимости

Он предположил, что фирма возникает тогда, когда человеку неудобно приобретать что-то на открытом рынке. Обычно в рамках единой фирмы осуществляется не один, как следовало бы из предшествующей теории, а несколько технологических процессов. Но выделяя в некий обособленный участок какой-то производственный процесс, мы повышаем его эффективность. Тогда почему бы не разделить производственные процессы, находящиеся в одной собственности? Многие менеджеры, кстати, и создают такие независимые профит-центры, как, например, Альфред П. Слоан (Alfred P. Sloan), чье имя присвоено бизнес-клубу в Гарварде - "Sloan's Business Club", управляющий огромной "Дженерал Моторс", который разделил ее, в противоположность Форду, на целый ряд компаний, поставив их в рыночные отношения между собой, и они начали покупать и продавать друг другу свою продукцию, хотя в конечном счете принадлежали одному человеку.

Предпосылки:

Существование издержек использования рыночного механизма: издержки сбора, обработки информации о контрагентах, издержки проведения переговоров и принятия решений, контроля и юридической защиты.

Выводы:

Фирмы создаются тогда, когда издержки рыночных трансакций больше, чем внутрифирменные издержки. Точно также, фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке. Внутри фирмы рыночные трансакции устранены, роль сложной рыночной структуры с трансакциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство. Собственники факторов производства заключают контракты не со всеми другими факторами, с которыми он кооперируется, а только с предпринимателем. Таким образом, фирма, по Коузу, «есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя».

Ограничения:

Теория Коуза позволяет объяснить существование и размер фирмы, однако внутренние противоречия остаются за кадром. Кроме того, в модели Коуза показывается, как делается выбор между внутрифирменными и рыночными трансакциями, но не показывается, каким образом предприниматель принимает само решение об осуществлении этой трансакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: