Культура и традиции Китая

Китай знаменит своей долгой историей и прошлым.
Население Китая — это очень мирные и трудолюбивые люди. Они уважают старших, любят детей и терпеливы к окружающим. Китайцы, по своей природе, запасливы и скромны. Они верят в гармонию и никогда не идут на конфликт. Китайцы приветливо встречают иностранцев и относятся к ним очень терпимо.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятник культурного наследия Китая. Китай -- колыбель одной из самых древних цивилизаций Земли. Его исто­рия насчитывает более 4,5 тысяч лет. В III в. до н.э. один из ванов — властителей мелких китайских княжеств — объединил их в единую Под­небесную империю и стал именоваться императором Цинь Ши хуапди. Одна из династий правила в течение 5 веков с 1500 по 1000г. до н.э. Затем в течение 2 тыс. лет сменяли друг друга различные империи и царства, которые расширили границы страны и развили ее культуру-Торговые и культурные связи Китая простирались от японских островов до античного Рима. Многочисленные крестьянские войны и вторжения варваров разрушали города и задерживали развитие страны. Была пост­роена Великая Китайская стена длиной в несколько тысяч километров для защиты от набегов кочевников, но это помогало незначительно. В раз­ные исторические эпохи Китай оказывался под властью монголов, мань­чжуров, чжурчжэнсй. Правление монголов (династия Юань, XI1I-XIV вв.) и маньчжуров (династия Цин, XVII-XX вв.) не смогли повлиять на спе­цифику культуры.

С давних времен в Китае развиты художественные промыслы: велико­лепные шелковые ткани производятся уже несколько тысячелетий, сек­рет розового фарфора до сих пор неизвестен. Чтобы принести в Европу' секрет шелка, итальянскому путешественнику Марко Поло пришлось тайком вынести кокон шелкопряда в чалме. Изделия китайцев очень красочны и изящны (резьба по кости и камню, лаковые изделия и др.). Красочными бывают и праздники, например, празднование Нового Года сопровождается фейерверками и взрывами хлопушек, а также шествием по улицам бумажного дракона.

В Китае исторически уделяется внимание боевым искусствам, в том числе ушу, которое имеет много разновидностей, наиболее известная -кунгфу.

В 1990-х гг. изменили свой облик города страны: узкие улицы и не­высокие дома уступили место высотным зданиям и автострадам. Мате­матика и астрономия были развиты уже в IV в. до н.э. То же относится к географическим знаниям и медицине. Богатую историю имеет техника: уже в X в. порох применялся при изготовлении ракет для фейерверков и стрельбы. В III—V вв. н.э. изобретен фарфор, наивысшего развития его производство достигло в период династии Сун. В кон. XIX в. начался упадок, длившийся вплоть до образования КНР. Важную роль играли грандиозные строительные работы: самый большой в мире Великий ка­нал, соединивший к XIII в. Пекин с Ханчжоу, Великая китайская стена, строительство почтовых дорог. Изобретение бумаги во II в. явилось круп­ным вкладом в мировую цивилизацию. Из Китая бумага была завезена в Японию, Среднюю Азию, Персию и после крестовых походов стала известна в Западной Европе. Книгопечатание возникло в V—VI вв. В пе­риод Тан (VII в.) была создана так называемая палата ученых для прове­дения научных работ и составления энциклопедических словарей, по­зднее преобразованная в Ханьлинскую академию (до 1911 г.). Китайская литература является одной из древнейших в мире. Первым известным поэтом был Цюй Юань (340 — ок. 278 гг. до н.э.). Значительные памят­ники прозы («Сон в красном тереме», «Троецарствие», «Речные заводи» и др.) посвящены историческим событиям. Крупными поэтами были Ли Во и Ду Фу (VIII в. н.э.). В новейшей литературе следует назвать имена Лу Синя, Мао Дуня, Лао Шэ, Ба Цзиня и др.

Древнейшие памятники искусства относятся к III тыс. до н.э.: глиня­ные сосуды с геометрическим узором, черная керамика, бронзовые бы­товые и ритуальные сосуды с изображением зверей, птиц, чудовищ. ВсерЛтыс. до н.э. обобщаются сведения о природе, возникают конфу­цианство и даосизм — религиозно-философские учения. Появляется ин­крустация, в орнамент включаются жанровые сцены, появляется живо­пись тушью на свитках (в том числе картины на шелке), лаковые рас­писные изделия. Буддизм, пришедший из Индии в первых веках н.э., принес более монументальные формы, строительство скальных монас­тырей, башен-пагод и деревянных храмов. Потолки и стены храмов за­полнялись гравированными рельефами и росписями. Появляется два типа свитков: горизонтальный для рассматривания на столе и вертикальный Для украшения стен (Гу-Кайчжи, V в.). Все виды искусства достигли наибольшего подъема в VII—VIII вв.: в архитектуре — деревянное зодчество на основе каркаса, образованного четырьмя столбами и системой балок перекрытия; в декоративно-прикладном искусстве появились из-1елия из фарфора, керамики, узорные ткани, изделия из нефрита, кости; сооружались многочисленные декоративные парки.

Пекин является культурным центром страны. Здесь развиты художественные ремесла, имеется метрополитен, универ­ситет, АН КНР, Институт китайской народной музыки, театры.

Историческая часть Пекина состоит из Внешнего города и древнего Внутреннего города, центром которого является Императорский город (ворота и площадь Тяньаньмынь) и его ядро — «Запретный город» с двор­цом, храмом Таймяо и др. Ныне здесь расположен музей Гугун. В Пеки­не много парков: во Внутреннем городе парки «Трех морей», Чуэюань, Шисаньлин и др. На площади Тяньаньмынь из новой архитектуры рас­положены здание Всекитайского собрания народных представителей, Му­зеи китайской революции и истории Китая (1959).

В Нанкине имеются филиал АН, обсерватория, ботанический сад, музей. Из исторических памятников — Каменная пагода Шэлита в мо­настыре Цисясы (X в.); «Уляндянь», кирпичный, «безбалочный» храм, (1398), в монастыре Лингусы.

В одном из древнейших городов Китая, Тайюане, в старинном парке находится храм Цзиньцы, VI в. К XVII в. здесь было выстроено более 300 храмов, залов, беседок, мостов; в центре — деревянный храм Шэнь-мудян (1023-1031).

В Ханьчжоу главной достопримечательностью является озеро Сиху, X в., кроме того, парково-архитектурный ансамбль им. Сун Ятсена на горе Гушань, бывший дворец императоров Цинь, книгохранилище Вэнь-ланьгэ и др.

В Чэнду расположен комплекс храма Ухоуцзы (XVI—XVIII вв.), дво­рец Циньянгун («Дворец черного козла»), XIII в.

В Шанхае находится Городской музей искусства и истории с одной из лучших в стране коллекцией экспонатов; Музей естественных наук; 5-ярусная пагода Лунхуа, сад Пурпурных Осенних Облаков; храмы Чэ-хуанмяо и Юйфэсы с нефритовой статуей Будды. В Гуанчжоу находится один из главных зоопарков страны, старейшая в Китае мечеть Хуайсенг (627). Недалеко от города Сиань, в провинции Шэньси, расположена гробница одного из правителей династии Цинь, умершего в 210г. до н.э. Покойного сопровождает армия солдат и лошадей, вылепленных из глины в натуральную величину, численностью 6 тысяч.

В религиозном центре ламаизма Лхасе находится много буддистских монастырей и храмов, в том числе дворец-монастырь Потала, бывшая резиденция далай-ламы (известен с VII в., перестроен в XVI-XVII вв.) и монастырь Джоканг, VII в.

Великая Китайская стена, памятник зодчества Древнего Китая (на­чало строительства IV — нач. V в. до н.э.) включена в список Всемирно­го наследия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: