Железнодорожный транспорт и его роль в развитии?

Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального

производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства

страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Обеспечивая экономические связи, онспособствует успешному функционированию других отраслей хозяйственногокомплекса страны.Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средниеи дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и насредние расстояния.Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитиитоварного рынка страны, в удовлетворении потребности населения впередвижении. Он является основным звеном транспортной системы России ибольшинства стран СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерацииопределяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водныхпутей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках взимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрныхцентров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50%грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспортастраны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного,трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашейстране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию натранспортном рынке, технический прогресс и некоторые недостатки железныхдорог. К таким недостаткам следует отнести, прежде всего, капиталоемкостьсооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемогокапитала (6-8 лет, а иногда и больше).



15. реки как основа развития экономики?

Реки с их пресной водой являются важным фактором для раз­мещения экономики. Пресная вода — важнейший из ресурсов для жизни людей, а охрана водных ресурсов — одна из главных про­блем экологии.

Суммарный объем речного стока на территории России — 4270 км3 в год, что составляет почти десятую часть стока всех рек мира. По этому показателю Россия занимает второе место по­сле Бразилии. В России водообеспеченность — удельная расчет­ная величина, получаемая от деления величины естественного среднего годового стока на общую площадь (получаем объем реч­ного стока на единицу территории) — 250 тыс. м3 в год, что значительно меньше, чем в ряде развитых стран (например, она в три раза меньше, чем в Бразилии и Норвегии, меньше, чем в Индии, и примерно равна водообеспеченности США, КНР, Кана­ды). Но в расчете на 1 жителя в России приходится 30 тыс. м3 в год, что существенно больше, чем во многих странах мира, но меньше, чем в Австралии с Океанией и в Южной Америке (в тыс. м3: в мире — 9,0; в Европе — 4,6; в Азии — 5,2).

Всего на территории России протекает около 120 тыс. рек дли­ною более 10 км каждая, их общая протяженность достигает 2,3 млн км, имеется 2 млн пресных и соленых озер, 40 больших водохранилищ (каждое объемом более 1 км3). Речной сток неравномерно рас­пределен по территории страны. 90% поверхностных вод Рос­сии относится к бассейнам Ледовитого и Тихого океанов, в ко­торые впадают самые крупные реки Енисей, Лена, Обь, Амур.

Использование водных ресурсов рек требует более экономного отношения к ним. Нужно учитывать ряд негативных обстоя­тельств: 1) неравномерность распределения речного стока по тер­ритории страны, по сезонам года, по годам; 2) многие южные регионы европейской части страны имеют невысокую обеспеченность водными ресурсами (а именно они обладают наи­более плодородными почвами); 3) происходит снижение водности рек южной части страны; 4) наибольшее использование речного стока приходится именно на наименее обеспеченные водой райо­ны страны; продолжается загрязнение вод рек; 5) продолжается деградация малых рек; 6) неравномерность распределения осад­ков по территории страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: