Теория человеческого капитала

Экономисты различных школ по-разному трактовали понятие «человеческий капитал». Смит отмечал, что совокупным запасом богатства общества следует считать постоянный капитал, а одной из его частей выступает «полезность талантов». Маркс рассматривал рабочую силу как составную часть капитала, к-ая становится капиталом уже после продажи полезного труда капиталисту. Современное восприятие (50-60 гг. 20в.) – Шульц. Изучал источники и факторы роста производительности труда, закладывая в основу анализа наиболее значимые с его т.зр. параметры расчета. При этом оказывалось, что прирост исследуемого показателя происходил за счет какого неуточненного фактора – «человеческого капитала». В настоящее время это самый дорогостоящий и социально значимый капитал. Он может выступать в 2 основных формах - интеллектуальная собственность (патентов, изобретений) и знания людей.

Как и любой другой вид капитала, он связан с издержками, связанными с его накоплением. Выгоды от использования этого капитала должны компенсировать расходы на его развитие, к-ые происходят в процессе прохождения человеком школьного образования, послешкольного обучения и приобретения профессиональных навыков. Иногда сюда вступает и семейное воспитание. Все эти аспекты – основные составляющие элементы человеческого капитала.

Человеческий капитал – имеющийся у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, к-ые используются индивидом для получения дохода; при этом человеческий капитал – не просто совокупность знаний и способностей, но эконом. дееспособность человеческого организма.

Издержки ч/к: функция Кобба-Дугласа HC = f (K, HCx, P, EA), где HC – произведенный человеческий капитал, K – физич. капитал, HCx – вложения в ч/к, P – природные ресурсы, EA – эконом. способность.

Наибольшей отдачей в ч/к обладает образовательный фактор, на долю к-ого приходится порядка 60% эффективного воздействия; а на все остальные компоненты – фактор здоровья, общей культуры, профессиональной выучки, стаж работы, наследственный фактор, капитал миграции и др. – приходится не более 40% эффективного действия.

Прирост эффективности ч/к происходит по двухступенчатой траектории: первая волна идет после завершения общего среднего образования, а вторая – после получения высшего образования. Закон снижения нормы отдачи затрат на образование: норма отдачи начального образования – 50-100%, среднего – 15-20%, высшего – 10-15%.

Переход к информационному производству выдвинул особые требования к развитию ч/к, связанного с массовым обучением взрослого населения информационным технологиям, возникла острая необходимость в создании с-мы непрерывного обучения, ибо технический и технологический базис быстро устаревает, а вместе с ним движется динамика ч/к.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: