Виды органов государственного управления

Разнообразие органов государственного управления неизбежно ставит вопрос о роли, которую играет каждый из них в решении общих задач государственного управления, непосредственного руководства хозяйственным и культурно-политическим строительством, связи органов исполнительной власти с законодательными и судебными органами и т.д.

Определенные критерии классификации органов исполнительной власти разработаны административно-правовой наукой исходя из действующего законодательства, практики работы аппарата государственного управления.

1.В зависимости от правовой основы образования можно различать органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь, текущего законодательства, подзаконных актов.

В общей форме в Конституции Республики Беларусь закрепляется порядок образования основных звеньев аппарата государственного управления – Совета Министров, министерств, государственных комитетов, органов местного управления (ст.84, 106. 107, 108, 119). Изменения в систему органов государственного управления вносятся указами Президента Республики Беларусь.

2. Исходя из государственного устройства Республики Беларусь как унитарного государства и административно-территориального деления необходимо различать республиканские органы государственного управления (исполнительной власти), например, Совет Министров Республики Беларусь, и органы исполнительной власти – областные, городские, районные органы местного управления, администрацию учреждений, предприятий, организаций.

3. По организационно-правовым формам различаются Совет Министров, министерства, государственные комитеты, департаменты, комитеты, инспекции и др.

4. По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают экономическое и социально-культурное развитие. К ним относятся Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы, администрация района в городах с районным делением.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями (например, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства).

Органы межотраслевой компетенциивыполняют функции, характерные для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них по статусу выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство экономики, Министерство промышленности), органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социальной защиты), органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям).

5. По порядку разрешения ведомственных вопросов различают: коллегиальные и единоначальные органы.

Коллегиальные органы – организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальными органами являются Совет Министров, исполкомы.

Единоначальными являются органы, в которых решения по всем вопросам принадлежат возглавляющему данный орган руководителю. Правовые акты, в которые облекаются решения этого органа, имеют юридическую силу и создают правовые последствия только после подписания их руководителем. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, повышает персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии, которые являются совещательными структурными подразделениями органа. На них решаются основные вопросы развития отрасли или сферы управления, но решения коллегии в жизнь проводятся приказом руководителя органа, который придает юридическую силу такому решению, обеспечивает его исполнение.

Читайте также:

Местные органы исполнительной власти

Административно-правовые гарантии прав граждан

Исполнение постановления о наложении административного взыскания

Понятие органа государственного управления

Сроки при осуществлении административных процедур

Вернуться в оглавление: Административное право Беларусии


double arrow
Сейчас читают про: