Стадии реализации нормативных правовых актов

1. Успешная реализация нормативных правовых актов невозможна без выработки навыков их изучения и применения. Такими навыками должны владеть и сотрудники государственных органов, и граждане. Формы обучения могут быть различны. Не всегда эффективно индивидуальное изучение закона или иного нормативного акта, ибо не у каждого есть достаточная юридическая подготовка. Наиболее полезны юридические консультации, лекции, семинары, обсуждения, имитационные игры, а также занятия на постоянно действующих курсах повышения квалификации. Полезны изучение комментариев правовых норм, сравнительный анализ законов, обзор практики их применения. В общем, цель этой стадии сводится к овладению навыками решения трех задач: найти в опубликованных источниках необходимые нормативные акты; юридически правильно понять смысл, содержание акта (его статей, параграфов, глав); юридически грамотно применять его на практике.

В современных условиях владение этими навыками может быть показателем профессиональной пригодности руководителя, иного должностного лица, профессиональной квалификации любого управленца в рамках его служебных обязанностей. Это целесообразно зафиксировать в должностных характеристиках, должностных инструкциях, положениях о должностях.

2. Принятие решений в соответствии с нормативным актом – вторая стадия процесса его реализации.

На каждом уровне управления нужны акты «во исполнение» закона, но без его дублирования. Это могут быть общерегламентирующие акты, акты местного значения, конкретные решения по реализации закона, относящегося к сфере деятельности министерства, администрации, учреждения. В числе мер могут быть, к примеру, экспресс-информация о законе, внесение изменений в положения о структурных подразделениях, новые должностные инструкции, издание приказа с выработкой мероприятий по линии всех или многих служб, конкретные поручения, инструктивные совещания и т.д.

Для обеспечения системной реализации законов используются целевые программы по реализации однородных или взаимосвязанных норм базовых законов, в которых предусматриваются общие меры по их выполнению. Такие целевые программы утверждаются, как правило, решением компетентного органа – это повышает их значимость и ответственность за выполнение планируемых мероприятий.

Планируемые мероприятия следует формулировать конкретно: что предполагается сделать, какими должны быть результаты, кто является исполнителем или ответственным за мероприятие и когда оно должно быть выполнено. В число мероприятий необходимо включить:

· перечень актов, которые надлежит принять во исполнение и развитие законов, с соблюдением при этом «духа и буквы» законов;

· расчеты материально-финансовых средств, необходимых для реализации целевой программы;

· перечень организационно-управленческих мероприятий, которые необходимо провести в соответствии с базовыми законами;

· перечень мероприятий по совершенствованию правозащитных процедур и деятельности правоохранительных органов;

· контроль за результатами действия законов и подготовка предложений по их совершенствованию;

· сбор и оценка информации о реальных изменениях в регулируемой сфере.

3. Организационно-управленческие действия – третья центральная стадия процесса реализации правовых актов.

На этой стадии вносятся необходимые изменения в «набор» функций, полномочий органа, службы, структурных подразделений. Уточняется содержание Положений об органах, службах, должностных инструкций, методов управляющего воздействия (с акцентом на прогнозные оценки, стимулирования предпринимательства, самоорганизации в управляемых объектах и др.).

Большое значение имеют изменение и совершенствование отношений между органами, службами, учреждениями. Речь идет о знании прав и обязанностей партнеров по «вертикали» и «горизонтали», их возможностей, способов взаимодействия, выбора правильных форм сотрудничества, соблюдении своих обязанностей перед партнерами.

Серьезное внимание следует уделить кадрам – их рациональной расстановке, переквалификации и ориентации на новый объем и характер функций, полномочий, на умение инициативно и своевременно принимать обоснованные решения, предвидеть развитие процессов в сфере, регулируемой законом. Целесообразно в контрактах с руководителями, специалистами по исполнению законов предусмотреть показатели их деятельности, основания, виды поощрений и ответственности, рамки возможного предела действий «по усмотрению».

В полной мере нужно использовать арбитражные и судебные процедуры для разрешения споров по делам в сфере управления, а также для защиты интересов организаций и граждан подведомственной территории или отрасли. Эффективность арбитражных и судебных процедур, в которых участвуют государственные учреждения, напрямую зависит от юридической подготовки сотрудников, знания ими процедур, способов защиты прав и порядка предъявления исков.

4. Оценка эффективности реализации правовых актов – эта стадия завершает цикл действия акта.

Здесь рекомендуется:

· сопоставить нормы и закон в целом с фактическими результатами в регулируемой сфере на основе статистической и тематической информации;

· выявить типичные нарушения закона: принятие решения вопреки норме закона; неверное толкование норм; применение части норм;

· вмешательство в компетенцию других органов, организации; ограничение прав граждан; неиспользование норм закона; непринятие решений в соответствии с законом; ошибочное применение норм;

· установить причины нарушений закона: экономические факторы, политическая нестабильность, слабая работа государственных органов, неприменение мер ответственности, низкое качество норм закона, бессистемное принятие закона, недостаточная правовая культура граждан;

· охарактеризовать непредусмотренные негативные, побочные последствия реализации закона.

Сопоставив нормативные цели и фактические результаты, вычленив влияние неправомерных факторов, оценив правовые результаты, целесообразно разработать меры по устранению отклонений от закона (нормативного, иного акта), совершенствованию правоприменительной деятельности (путем перестройки управления, четкой локальной регламентации, изменения режима использования материально-финансовых средств, улучшения арбитражно-судебной практики, совершенствования правовой культуры граждан, квалификации государственных служащих и т.д.), а также внести предложения в соответствующую инстанцию по изменению, дополнению закона, отмене отдельных его положений.

В заключение подчеркнем, что выполнение закона или иного правового акта не допускает использования какого-либо одного средства. Напротив, механизм реализации акта включает комплекс средств: юридических, социально-политических, экономических, психологических, организационных. Системность реализации акта означает осуществление всех его элементов, с одной стороны, всех взаимосвязанных актов в соответствующую инстанцию – с другой. В реализации акта должны участвовать все субъекты, предусмотренные его нормами: исполнительные органы, местное самоуправление, предприятия и учреждения, общественные объединения, СМИ, судебно-прокурорские органы, наконец, все должностные лица и граждане. Нужно учитывать специфику реализации разных правовых актов и умело применять набор тех или иных средств, методов, приемов.

Читайте также:

Способы защиты прав граждан

Прокурорский надзор в сфере государственного управления

Исполнение постановления о наложении административного взыскания

Виды государственных служащих

Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Вернуться в оглавление: Административное право Беларусии


double arrow
Сейчас читают про: