Материал |
Маркировка |
Назначение |
Сталь конструкционная обыкновенного качества ГОСТ 380-74 |
Ст0, Ст1, Ст2, Ст3…Ст7 |
Вспомогательное производство, неответственные детали приспособлений др. |
Сталь углеродистая качественная конструкционная
ГОСТ 1050-74 |
Сталь 10, 20, 25, 45..70 |
Вспомогательное производство, ответственные ненагруженные детали оснастки приспособлений др. |
Сталь легированная конструкционная
ГОСТ 4543-71 |
Сталь 15Х …20ХНА, 30ХГСА…12ХН3А |
Основное производство, ответственные детали двигателей и агрегатов подвергающиеся термообработке и работающих в условиях высоких нагрузок. |
Стали и сплавы высоколегированные по ГОСТ 5632-72
Сплавы жаропрочные и жаростойкие на никелевой основе (70% Ni) |
12Х13, 20Х13, 30Х13, 20Х23Н13, 45Х17Н12ВМФ ХН70ТЮР(ЭИ437Б) |
Основное производство, наиболее ответственные и тяжелонагруженные детали работающие при высоких температурах. (Лопатки турбин, диски турбин.) |
Титановые сплавы
ГОСТ 19807-74
1.Деформируемые
2.Литейные |
1.ВТ1, ВТ3-1,ОТ4, ВТ22
2.ВТ5Л, ВТ3-1, ВТ21Л |
Основное производство, ответственные и тяжелонагруженные детали компрессоров работающие при высоких температурах не ниже 450С (Диски и валы компрессоров, лопатки КСД, лопатки вентилятора) |
Алюминиевые сплавы
1.Деформируемые
(ГОСТ 4784-74)
2. Литейные
(ГОСТ 2685-75)
|
1.АМг2, АД31, Д15, АК4, АК8, В95
2.АЛ1, АЛ9, АЛ11,АЛ32 |
Основное производство, ответственные и нагруженные детали компрессоров работающие при высоких температурах, а так же сложнофасонные корпусные детали агрегатов. |
Магниевые сплавы 1.Деформируемые
2. Литейные
(ГОСТ 2856-74) |
МА1…МА19,
МЛ3…МЛ5 |
Сверхлегкие магниевые сплавы 1,35-1,6кг/см3. Удельная жесткость превосходит на 20% Al сплавы и 50% сталь |
Инструментальные материалы |
1.Быстрорежущие стали |
Р18, Р9, Р6М5 |
Резцы, зенкеры развертки, метчики, плашки, фрезы, долбяки |
2.Твердые сплавы |
ВК2,ВК4,ВК8, ВК6-М, ВК6-ОМ, Т15К10,
Т15К6,ТТ7К12 |
Материал для режущих пластин резцов, фрез и т.д., а так же для обработки высоколегированных сталей, |
20Х23Н13А (С - 0,2%; Сr – 23%; Ni –13%; А – P,S менее 0,025%)
25Х20Н23МВФ – ВД –вакуумнодуговой (- Ш – шлаковый)
Р18 (18% вольфрама); Р6М5 (6% вольфрама, 5% молибдена)
Т5К10 (5% карбид титана, 10% кобальт, 85% карбид вольфрама)
ТТ7К12 (4%карбид титана, 3% карбид тантала, 12% кобальта, 81% карбид вольфрама – не применяется для обработки титановых и алюминиевых сплавов)
ВК6-М (мелкозернистый); ВК6-ОМ (особомелкозернистый)
ВК8 (96% карбид вольфрама, 8% кобальт)
Теперь сравним и проанализируем обрабатываемость резанием некоторых материалов, применяемых в авиадвигателестроении, следующей таблицей: Обрабатываемость. Выражается коэффициентом обрабатываемости. В качестве эталона принята Сталь 45 (коэффициентом обрабатываемости равен 1)
№ |
Материал, область применения |
Скорость резания м/мин |
Коэффициент обрабатываемости, Кv |
1 |
Сталь 45 – конструкционная |
220-240 |
1 |
2 |
ЭИ 437Б – лопатки турбин |
40-60 |
0,22 |
3 |
ВТЗ-1– лопатки компрессора |
8-10 |
0,20 |
4 |
ЖС6КП – лопатки турбин |
8-10 |
0,04 |
Отсюда видим, что трудоемкость производства авиационной техники очень высока, требуется высокая квалификация производственников, сложное и совершенное оборудование, дальнейшее развитие науки и техники.
|