Оценка кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность – это способность предприятия своевременно гасит кредиты и проценты по нему. Основными показателями кредитоспособности являются следующие.

 

1. Отношение объема реализации в чистом текущем активе.

, где
ВР – объем реализации (строка 1 приложения 2 к балансу);
ЧТА – чистые текущие активы (оборотные активы за вычетом краткосрочных долгов п/п).

К1 показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя положительно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако, если коэффициент К1 очень быстро растет, то можно предположить, что деятельность ведется в объемах не соответствующих стоимости оборотных активов. Это превышение вызывает вероятность замедления оборачиваемости задолженности или может вызвать падение продаж. Следствием этого является затруднение в расчетах предприятия со своими кредиторами. Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности может быть вызвано неготовностью дебитора к оплате возрастающих объемов поставок. Следствием этого может являться просроченная дебиторская задолженность. Падение объема продаж может являться следствием недостаточности материальных оборотных активов для продолжения бесперебойной деятельности в прежних масштабах.

 

2. Отношение объема реализации к собственному капиталу.

, где
СК – собственный капитал (раздел 3 пассива баланса; строка 490).

Этот показатель характеризует оборачиваемость собственных оборотных средств для более точной оценки величины собственного капитала. В активе баланса собственным источникам покрытия соответствует в частности нематериальные активы (строка 110) и запасы (строка 210). При оценке собственного капитала его необходимо уменьшить на величину НМА, ликвидная стоимость которых равна 0. При реорганизации и ликвидации предприятия собственный капитал уменьшается так же на разницу цен запасов по которой они числятся на балансе и по какой они могли бы быть реализованы или списаны.

 

3. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу.

, где
КЗ – краткосрочные обязательства (итог раздела 5 пассива баланса, строка 690).

Данный коэффициент показывает долю краткосрочных обязательств в собственном капитале предприятия, если К3 в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью и единовременно.

 

4. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации.

Этот показатель дает представление о том, какова величина среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателя денег. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть снижение показателя К4 интерпретируется как признак повышения кредитоспособности предприятия, так как долги покупателя быстрее превращаются в деньги.

 

5. Отношение ликвидных активов предприятия к краткосрочной задолженности предприятия.

, где    Ал – ликвидные активы.

Ликвидные активы – оборотные активы за вычетом запасов и тому подобных затрат, которые нельзя немедленно обратить в деньги.
Если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, то дополнительной характеристикой кредитоспособности предприятия является существование резерва на случай безнадежной дебиторской задолженности. Идеальная ситуация повышения кредитоспособности следующая: рост объема реализации при одновременном снижении чистых текущих активов, собственного капитала и дебиторской задолженности.

Читайте также:

Анализ косвенных расходов при вычислении себестоимости

Анализ затрат на рубль товарной продукции

Анализ изменений в структуре активов баланса предприятия

Способ группировок в экономическом анализе

Детерминированные схемы связи экономического анализа

Вернуться в оглавление: Экономический анализ


double arrow
Сейчас читают про: