Финансовое состояние – это способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы для нормального функционирования предприятия; целесообразным размещением и эффективным использованием ресурсов; финансовыми взаимоотношениями с физическими и юридическими лицами, в том числе степенью зависимости фирмы от внешних источников финансирования, а так же платежеспособностью предприятия и его финансовой устойчивостью. Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Устойчивым состоянием предприятия называется состояние, которое позволяет ему своевременно производить платежи и финансировать свою деятельность на расширенной основе. Для эффективного развития предприятия в условиях рынка и недопущения банкротства необходимо оценить на сколько эффективно осуществляется управление финансами, какова структура капитала по составу и источникам образования; какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные. Главная цель анализа финансового состояния предприятия (ФСП) заключается в своевременном выявлении и устранении недостатков финансовой деятельности и определение результатов улучшения ФСП. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Для оценки устойчивости ФСП используется система показателей, которые характеризуют изменения:
Показатели, используемые при анализе ФСП обычно представляют собой относительные величины. Использование абсолютных показателей (в стоимостном исчислении) в условиях инфляции для целей анализа использовать можно только в том случае, если они будут приведены к сопоставимому виду.
Анализ ФСП представляет интерес для:
В связи с этим анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Целью данного анализа является обеспечение планомерного поступления денежных средств, размера собственных и заемных средств таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство. Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установление возможности выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимальную прибыль и исключить потери. При анализе ФСП используют шесть основных видов анализа:
Внутрихозяйственный анализ – сравнение основных показателей предприятия с показателями дочерних предприятий. Межхозяйственный анализ – сравнение показателей предприятия с аналогичными показателями предприятия конкурента и среднеотраслевыми показателями. Основными источниками информации для анализа ФСП являются: |