Цены классифицируют по различным категориям: - по сферам обслуживания: оптовые цены, розничные цены, закупочные цены и тарифы услуг; - по способу отражения транспортных расходов: цены франко-отправления, цены франко-назначения; - по формам продаж: контрактные (договорные) цены, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок, аукционные цены; - по стадиям продажи: цены предложения, цены спроса, цены реализации; - по степени регулирования: жестко фиксированные цены, регулируемые цены, свободные цены; - по масштабам действия: мировые (внешние) цены и внутренние цены и другие категории. Охарактеризуем виды цен, применяемых на рынке культуры: - контрактные (договорные) цены устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем, фиксируются в договоре и действуют на его срок. Широко используются в культуре, особенно в договорах по поводу использования интеллектуальной собственности, оформлении трудовых отношений (найм на работу); - цены ярмарок и выставок характеризуются своим уровнем, который обычно ниже, чем в обычных каналах торговли, и применением скидок и льгот. Используются в книготорговле, на художественном рынке; - аукционные цены отражают ход продаж на аукционах (публичных торгах). По механизму установления бывают следующих типов: с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями), вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель, нажатием кнопки определяет устраивающую его цену); с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер)1. Широко используются на художественном и антикварном рынке; - бюджетные ассигнования являются своеобразным видом цены, устанавливаемой государством и муниципальными образованиями на услуги, предоставляемые бюджетными организациями культуры; - жестко фиксированные цены – основной тип цен на услуги культуры в условиях командно-административной экономики; - свободные цены не подвержены прямому вмешательству и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. С начала 90-х годов практика ценообразования на услуги культуры развивается на основе принципа последовательного расширения прав организаций культуры в установлении и применении цен. Этому в значительной мере способствует решение Правительства РФ - года (Постановление от 26 июня 1995 года №609), в котором организациям культуры разрешено самостоятельно устанавливать цены на большинство видов платных услуг и продуктов. Отказавшись от прямого директивного установления цен, государство оставило за собой экономические методы регулирования цен в виде дотирования, субсидирования, лицензирования, налогообложения продукции культуры. Участие государства в экономических процессах культуры, и в частности в регулировании цен, даже в условиях свободного ценообразования характеризует, например, такой факт. В условиях нарастания кризисной ситуации весной 2009 г. министр культуры РФ дал директиву во все федеральные музеи о «заморозке» цен. Он также направил письмо всем российским губернаторам с предложением последовать его примеру. Факторы, влияющие на ценообразование можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам следует отнести: уровень инфляции, внешнюю политику государства, социально-политическую ситуацию, масштабы государственного регулирования экономики, налоговую политику, характер спроса на продукцию (мода, предпочтения, численность потребителей, сезон, уровень доходов граждан). К внутренним факторам относятся: вид и способ (технология) производства, себестоимость продукции, жизненный цикл продукта, дополнительные услуги, «цена фирмы», репутация на рынке и др. К числу внешних факторов ценообразования, определяемых характером спроса на продукцию, относится редкость. Однако этот фактор имеет в культуре особенную окраску, связанную со свойствами самого культурного продукта. Редкость – это соотношение между имеющимся в наличии количеством блага и потребностью в нём. Ещё австрийская экономическая школа относила редкость к факторам цены и стоимости, ведь чем меньше объем предложения (количество предлагаемых на рынке благ), тем выше спрос и, следовательно, выше равновесная цена. В тиражных секторах рынка культуры (книгоиздании, звукозаписи, кинопроизводства), где производство дополнительных копий продукта практически безгранично, фактор редкости не играет роли. Производство продуктов изобразительного, театрального, филармонического, декоративно-прикладного искусства – мелкосерийно или штучно в силу внутренних особенностей художественного процесса и технологии. Из этого следует, во-первых, что производство экземпляра такой продукции стоит дорого, во-вторых, количество этих продуктов ограниченно, в-третьих, предложение таких продуктов неэластично, так как главным элементом творческого производства является использование ограниченного ресурса – таланта, мастерства. Все эти моменты отражаются в цене указанных продуктов, редкость которых становится главным её фактором. Выводы 1. При производстве благ культуры помимо обычных, традиционных, ресурсов используются специфические, нетрадиционные, – вкусы потребителей, их эмоциональные, когнитивные ресурсы, мотивация к потреблению, ресурсы творчества и творческой активности. Специфические ресурсы не поддаются денежной оценке. 2. Часть обычных, традиционных ресурсов, используемых в культуре, не имеет денежной оценки. К числу таких относятся памятники, а также талант, мастерство работника. 3. В результате неэффективной работы измерительной функции цены из экономического учета выпадают значимые для отрасли ресурсы. 4. На рынке культуры прибыль оказывается в ножницах цен, что «подрывает» работу стимулирующей функции цены. 5. Распределительная (перераспределительная) функция цены действует в секторах культуры, где имеются существенные внешние эффекты, а также в ситуациях ценовой дискриминации. 6. Цена в культуре не отражает качества продукта, что ведет к недовложению культурной ценности и производству низкокачественной продукции. 7. Однородные (единые) цены в культуре нарушают действия практически всех функций цены. 8. Несовершенство ценовой системы измерения в культуре требует поиска иных механизмов. 9. Современная система ценообразования в культуре предоставляет производителям широкие права. 10. Главным фактором ценообразования в культуре является редкость. Тесты по теме «Ценообразование на продукцию культуры» 1. Ранжируйте сигналы получения информации об ожидаемом качестве театрального спектакля в порядке убывания её (информации) полноты и точности. 1) участие в спектакле «звездных» актеров; 2. Качество каких продуктов, как правило, бывает выше: 1) многократно покупаемых; 3. Принцип «справедливой цены» имеет место, когда: 1) разные по качеству товары продаются по одной цене; 4. Однородные (единые) цены имеют место, когда устанавливаются: 1) одинаковые цены на разные места в кинотеатре; 5. Редкость является главным фактором цены на: 1) звукозапись концерта Ф.И. Шаляпина; 3) репродукцию той же работы. Использованная литература 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №145-ФЗ (ред. От 27.06.2011) 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Последняя редакция (2011г.). 3. Закон РФ « О Правительстве РФ» №2-ФКЗ (в ред. Федеральных Конституционных законов от 25 декабря 2008г.) 4. Закон РФ «О некоммерческих организациях» (Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ в ред. от 16.11.2011) 5. Закон РФ «Об основах законодательства РФ о культуре» (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 №160-ФЗ) 6. Закон РФ «О выводе и вводе культурных ценностей» (от 15.04.1993 №4804-1(ред. от 06.12.2011) |