Сущность рынка и условия его возникновения. Классификация рынков

Рынок как экономическая категория представляет собой емкое понятие: это и совокупность специфических производственных отношений и самих субъектов этих отношений – продавцов и покупателей, и место их встречи, и общий принцип функционирования общества.  Рынок – самая развитая форма обмена, когда продукты создаются специально для продажи. Он начал формироваться  6 тыс. лет назад, когда для этого сложились в основном два условия: общественное разделение труда и экономическое обособление производителей как собственников.

Система общественного разделения труда породила необходимость и возможность обмена. Необходимость вызвана с одной стороны – специализацией труда, когда каждый занят выпуском какой-то одной продукции (скотовод производит мясо, а земледелец – зерно), а с другой стороны - разнообразием потребностей людей (скотоводу нужен хлеб, а земледельцу мясо), поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны меняться результатами труда. 

Возможность обмена также порождается разделением труда, которое повышает производительность труда и создает излишки для обмена.
Однако не всякий обмен является рыночным, а только возмездный. Его порождает экономическая обособленность производителей как собственников, когда складываются понятия «мое» и «твое».  Если  уничтожить экономическую обособленность и сделать собственность ничейной, как  это сделали в 1917 г. в России, то рынок становится невозможным.

Но рынок бывает разного возраста. Для достижения зрелого его уровня важна способность общества,  обеспечить минимум трансакционных, то есть вспомогательных издержек рынка. Значит, государство должно обеспечить развитие инфраструктуры рынка -  учреждений, обслуживающих рынок, которые делают дешевыми и удобными сделки   (банков, бирж, страховых компаний, нотариальных контор и т.д.). Эти условия в России  неразвиты, поэтому наш рынок не может существенно обогатить общество.

И все же в рыночные отношения вступает огромное количество людей. Для удобства анализа экономисты сгруппировали их в три сектора. Это три субъекта рынка: потребительские домашние хозяйства; предпринимательские фирмы и государство.

Каждый сектор что-то поставляет обществу и взамен получает деньги, в результате происходит экономический кругооборот. Домашние хозяйства поставляют фирмам: рабочую силу – способности к труду; предпринимательские способности; природные ресурсы, сдавая в аренду свою частную собственность,  например, землю; деньги, отдавая их под проценты, скажем, в банк или как платеж за покупку товара.

Предпринимательские фирмы поставляют  семьям: зарплату за наемный труд и прибыль предпринимателям; процент за использование чужих денег; ренту за аренду; товары.

Государство  поставляет тем и другим: пособия и выплаты, дотации, денежные кредиты; государственные услуги: электроэнергию, городской транспорт; образование, медобслуживание, милицейскую охрану; зарплату своим служащим и работникам государственных  предприятий.
В свою очередь государство получает: налоги, штрафы, платежи за свои услуги, рабочую силу и т.д.

Весь этот обмен идет одновременно и непрерывно,  циклическими потоками, образуя  экономический кругооборот товаров, услуг, денег. Нарушение связей между субъектами рынка ведет к нарушениям кругооборота, в результате возникают экономические кризисы.

Для анализа экономических отношений выделяют разные виды рынков. Условно их можно подразделить по трем признакам: по сложности; по уровню конкуренции; по объектам продажи.

По сложности рынки делятся на обычные (магазины) и высокоорганизованные (биржи). На биржах продают и покупают крупные партии товара по образцам, здесь регистрируют прошлые цены,  работают профессионалы  (брокеры – работают за комиссионные, покупают и продают за деньги клиента, и  дилеры – покупают за свой счет, а потом продают). Здесь есть суд-арбитраж, здесь выдают сертификаты качества. Таким образом, здесь товар всегда качественный.

По уровню конкуренции выделяют совершенные рынки и несовершенные. Совершенные – это  конкурентные (где много покупателей и продавцов и никто не имеет контроля над ценой), а несовершенные – это монопольные рынки, где фирма-монополист диктует свои цены.

По объектам продажи экономисты делят рынки на потребительские и  инвестиционные (рынок средств производства). Потребительские – это рынки товаров и услуг. Наша статистика выделяет материальные услуги (пошив, химчистка, парикмахерская) и нематериальные услуги – образование, воспитание, консультации, спортивная подготовка.

Инвестиционные рынки –  это рынки факторов производства: рынки капиталов  (средств  производства - машин, оборудования, ценных бумаг - акций, облигаций, векселей, денег – валюты и безналичных средств); рынок труда  выделяется экономистами особо – с одной стороны для его характеристики по профессиям, стажу, возрасту, полу, квалификации, а с другой стороны – анализируется для того, чтобы выявить взаимодействие спроса и предложения, от которого зависит зарплата.

Более подробную классификацию рынков дает узкоотраслевая наука маркетинг, наука о рынке, которая делит (сегментирует) рынки по  демографическому принципу – выделяются рынки: мужской и женский; детский, юношеский, для пожилых; по географическому принципу – городской и сельский; локальный и национальный; региональный, например, московский и екатеринбургский;  по психологии людей – для туристов, модниц, новых русских; по активности покупателей – вялый, растущий, прослоечный, активный.

Читайте также:

Эластичность спроса

Сущность экономической системы

Механизм функционирования кредитного рынка

Социальная политика государства

Спрос и закон спроса на рынке. Факторы спроса

Вернуться в оглавление: Экономическая теория


double arrow
Сейчас читают про: