Планирование и прогнозирование развития образования

Планирование во всех его формах и видах в нашей стране всегда выступало важным инструментом хозяйствования. Сфера образования не является исключением, наоборот, можно сказать, что планирование является центральным звеном хозяйственного механизма в образованию

Планирование представляет собой процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов их достижения. Результат планирования - план, мотивированная модель действий, выступает завершающим этапом прогнозирования.

Прогнозы ( от греч. prognosis- предвидение), как правило, предшествуют составлению плана и вооружают его научными рекомендациями. Именно прогнозирование как способ научного предвидения на отдаленную перспективу служит основой социального планирования. В отличие от плана, для которого обычно характерно однозначное решение той  или иной проблемы, прогноз многовариантен. Он обеспечивает возможность выбора того или иного варианта развития.

По своему характеру различаются два типа  планирования: императивное (повелительное), которое нам больше знакомо под именем “директивное”, и индикативное (пожелательное), носящее информационно-ориентирующий характер.

Рыночная экономика не отрицает планирования, так как план представляет собой подобающе оформленное управленческое решение.  Однако рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна .И способствует ей в этом опора на прогнозы и программы.

Переход к рыночной экономике в России по- новому определяет место планирования, которое перестает быть главной, определяющей функцией управления, каковой было в условиях централизованной плановой экономики. На смену  директивному планированию приходит прогнозирование и программирование развития.

В Федеральном законе “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”, принятом летом 1995 года,  определены цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Сегодня планирование приобретает новые черты, связанные с учетом требований рыночной экономики, и в учреждениях образования, находящихся на бюджетном финансировании. В планах и сметах учебных заведений ослабляется прежняя регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на базе внедрения элементов коммерческого расчета с целью получения дополнительных доходов. Эти ресурсы, выступая в качестве внебюджетных средств, обеспечивают расширение учебной, научной и социальной деятельности коллективов образовательных учреждений.

При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику. Во-первых, серьезный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов. Другая особенность функционирования просвещения связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования- живые люди, с их индивидуальными запросами и способностями, что придает планированию характер большей неопределенности, чем в отраслях материального производства. В- третьих, система образования должна не только чутко отзываться на запросы научно- технического прогресса, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.

В новых условиях хозяйствования учебные заведения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность в принятии решений. Общеобразовательные школы, например, имеют право разрабатывать и утверждать не только новые учебные планы, программы учебно-воспитательной деятельности, но и планы социально-экономического развития.

В качестве основы для составления этих планов и программ вышестоящие органы доводят до школ только государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы. Государственный образовательный стандарт включает в себя федеральное, или общегосударственное, ядро и национально-региональный компонент. Если учесть право школы на изменения, отражающие своеобразие условий и потребностей, то можно говорить о трех видах планов: базисном (федеральном), местном (национально-региональном и школьном).

Естественно, что учебный план школы составляется с соблюдением базисного и регионального нормативов на длительный  период. С учетом таких условий Совет школы утверждает на год рабочий учебный план. Школьный учебный план обычно включает в себя две части. Инвариантная, то есть неизменная для всех школ, его часть призвана заложить ядро образования, обеспечить приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям, сформировать личностные качества, соответствующие общественным идеалам. Вариативная, или изменяющаяся, часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их особенности, интересы и склонности. Количество часов, предусмотренных учебным планом на изучение разных школьных дисциплин,-  один из факторов, влияющих на объем работы школьного педагогического коллектива.

При подготовке оперативных и долгосрочных планов образовательных учреждений немаловажную роль играют другие социально-экономические нормативы: объем учебной нагрузки преподавателя, минимальная заработная плата работников бюджетной сферы, расходы на обучение одного обучающегося (воспитанника). Эти и другие нормативы представляют собой расчетные величины, определяющие различные аспекты необходимого обеспечения образовательных учреждений финансовыми и материальными ресурсами.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Такая программа была принята 31 марта 1994 года. Главная цель Федеральной программы - создание организационных, институциональных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированных в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», иных действующих законодательных актах, решениях высших органов законодательной и исполнительной власти.

Читайте также:

Основные структуры несовершенного рынка

Эластичность спроса

Монетаристская модель

Монополия как форма несовершенного рынка

Антициклическое регулирование

Вернуться в оглавление: Экономическая теория


double arrow
Сейчас читают про: