double arrow

Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога

Психодиагностика— это наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания инди-

видуально-психологических особенностей человека и по­становкой с помощью этих методов психологического диагноза. Слово «диагностика» имеет греческие корни: «диа» — различие, «гнозис» — познание.

Практический психолог обычно не занимается созда­нием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных исследователями методов. Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи{Немое Р. С, 1995):

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности по­ведения.

2. Определение степени развитости данного свойст­ва, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических иповеденческих особенностей человека в тех случа­ях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Подавляющее число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические)и стандартизированные (тестовые).

Теств психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), ко­торым подвергается испытуемый — носитель предполагае­мого качества.

Работа психодиагноста предъявляет к нему ряд важных требований. Самые простые и очевидные — это умение располагать к себе людей и доскональное знание исполь­зуемых психодиагностических методик и условий их при­менения. Кроме того, каждому психологу, работающему в области психодиагностики, необходимо знать и соблю­дать важнейшие профессионально-этические принципы:

1. Принцип личной ответственности за проводимую работу.

2. Принцип профессиональной тайны (нераспрост­ранения научных психодиагностических мето­дик).

3. Принцип конфиденциальности (соблюдения тай­ны полученной психологической информации от посторонних).

4. Принцип научной обоснованности (применяемые методики должны соответствовать требованиям

* надежности, валидности, дифференцированности и точности результатов).

5. Принцип объективности (интерпретация резуль­татов и выводы должны делаться в строгом соот­ветствии полученным показателям).

6. Принцип обеспечения суверенных прав личности, который включает:

а) добровольность участия в психологическом обследовании (кроме особых случаев в судебной и медицинской практике);

б) психопрофилактическое изложение резуль­татов (осторожность и деликатность, адекватность и доступность языка, готовность использовать эк­вивалентную методику);

в) предупреждение о вероятности выдачи такой информации о себе, которую человек сам не осоз­нает;

г) право знать результаты обследования (при тес­тировании детей родители также имеют это право).

Читайте также:

Основные задачи немедицинской психотерапии

Важнейшие задачи психопрофилактической работы

Теоретические и методологические основыпсихологического консультирования

Из истории становления психологии как науки

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


Сейчас читают про: