double arrow

Проблемы самопомощи в деятельности практических психологов

Поскольку сама психология является одной из сфер профессиональной деятельности, то возникает естествен­ный вопрос: кто же будет самим психологам помогать оп-

тимизировать свой труд? Проще всего было бы сказать, что этим должна заниматься методология психологии, по­скольку сутью методологии как раз и является рефлексия (осмысление собственной деятельности). Заметим, что в каждой науке (и в каждой сфере производства) есть своя «конкретно-научная» методология, но все-таки психоло­ги работают в этих самых разных сферах и приносят опре­деленную пользу, то есть без психологов методологи все-таки обойтись не могут. Кроме чисто методологиче­ских проблем имеются еще проблемы, связанные с органи­зацией труда, с медико-гигиеническими аспектами трудо­вой деятельности психологов, наконец, проблемы развития и саморазвития психологов в своем «нелегком» труде.

Но, как известно, проще оказывать помощь другим специалистам и очень сложно помогать самому себе (или таким же специалистам, как ты сам). Дело в том, что и пси­хологическая помощь (и многие другие виды помощи лю­дям, например, медицинская и проч.) предполагают опре­деленную веру в психолога, в его «чудодейственные» мето­ды, то есть предполагают «некомпетентного» и даже «на­ивного» клиента, способного поверить в «психологиче­ский миф», ведь если бы клиент сам разбирался в психоло­гии (или в медицине), то он сам мог бы разобраться и со своими психологическими проблемами...

Но и у самих психологов есть свои психологические проблемы, и тогда возникает ситуация «сапожника без сапог». А беда психологов в том, что они (как специали­сты) уже не могут быть «наивными» и «некомпетентны­ми» клиентами. Поэтому им нужна какая-то особая по­мощь, отличающаяся от помощи обычным людям. Мож­но выделить разные варианты такой помощи (помощи «са­мим себе»):

1. Одним из наиболее распространенных (реальных) вариантов является взаимопомощь коллег-психологов в неформальном общении: посидеть вместе, пожаловаться, помочь в решении каких-то вопросов, по-дружески обра­тить внимание на ошибки и недостатки своих коллег, а то и просто морально поддержать...

2. Полуформальные варианты помощи, например, на различных выездных конференциях и творческих семина­рах. Часто главным смыслом таких форм работы является не «обмен опытом» и не заслушивание «докладов» своих коллег, а обмен опытом накопившихся проблем и способов их разрешения, а также создание атмосферы «профессио­нального единства», «профессиональной общности», кото­рая тебя «понимает» и при необходимости «поддержит»... Организаторам и участникам подобных конференций и се­минаров следует постоянно помнить об этом и всячески способствовать достижению и этих важных целей.

3. Создание реабилитационных центров для восста­новления сил психологов и психотерапевтов (для России это пока сложная проблема).

4. Грамотная организация труда психологов и психоте­рапевтов, не допускающая их чрезмерного переутомления и, тем более, нервных срывов в работе (например, в обще­нии с невоспитанными посетителями, в «выяснении отно­шений» с бестактными администраторами и т. п.). Хотя в полной мере исключить профессиональные конфликты вряд ли получится (психологическая практика — это нер­вная работа), но надо хотя бы стремиться свести к разум­ному минимуму нервные нагрузки.

5. Наконец, формирование у психолога навыков профессиональной саморегуляции, релаксации и т. п. К сожалению, и в этом вопросе больше проблем, чем ре­шений.

Отсюда общая мораль: важнейшим элементом профес­сиональной культуры психолога является формирование у себя готовности самостоятельно решать свои собственные психологические вопросы (пока это реально не делается при подготовке психологов во многих вузах). Одновре­менно данная нерешенная проблема (помощи самим пси­хологам) может стать предметом для творческого поиска некоторых нынешних студентов -психологов, понимаю­щих, насколько все это важно для развития психологиче­ской практики.

Читайте также:

Основные виды тренинговых групп в западной и отечественной практической психологии

Наука и другие способы познания

Представление о практической психологии бизнеса, рекламы и менеджмента

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


Сейчас читают про: