Ипсиходиагностика, и — в последующем — психокоррекции семейных трудностей осуществляются, как правило, в процессе семейного консультирования и семейной психотерапии. Специфические особенности такой работы определяются конкретными запросами, исходящими от одного из членов семьи или семьи в целом. Специфическими особенностямипсихологической помощи семьям являются отказ от концепции болезни, акцент на многомерном анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуации через рассмотрение широкого диапазона возможных решений. Работа с семьей направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены семьи могут дать друг другу. По направленностипсихологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или ее отсутствия; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ребенку или подростку. По своему характерупсихологическая помощь семье реализуется в следующих формах: 1) психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам психологической информации 2) организационные меры (направление на дополнительную консультацию у психоневролога, психиатра, сексолога и у других специалистов); 3) осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий; 4) рекомендации способов общения, методов обучения и воспитания; 5) выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т. д. Можно привести основные принципы и правила психологической помощи семье (Эйдемшыер Э. Г., 1994; Кар-васарскийБ.Д., 1999): 1. Установление контакта и присоединениепсихолога к клиентам (используются приемы «пристройки»; соблюдение конструктивной дистанции, синхронизация дыхания, использования речевых предикатов, соответствующих ведущей репрезентативной системе клиента). 2. Сбор информации о проблеме клиентас использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор (используются вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Как звучала бы ваша цель без отрицательной частицы «не»?» и др. 3. Обсуждение психотерапевтического контракта(распределение ответственности: психолог отвечает за условия безопасности и применяемые психотехнологии, а клиент — за активность и желание изменений; договоренность о продолжительности и оплате работы и санкциях за нарушения условий контракта и т. п.). |
Общее представление о групповой психотерапии Виды и методы психологического консультирования Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог» |