Введение в российское (советское) уголовное судопроизводство протокольной формы досудебной подготовки материалов в середине 60-х годов вызвало в правовой литературе и среди практических работников дискуссию, не утихающую до настоящего времени. Предметом научных споров были и остаются в основном два вопроса:
Так называемое упрощенное производство (именуемое в некоторых странах суммарным) по установлению обстоятельств совершения преступления как элемент судопроизводства значительно упростило порядок предварительного досудебного производства в сравнении с предварительным расследованием. В последнее время удельный вес протокольного производства в уголовном процессе, по данным некоторых авторов, достиг 25-30%. Это позволяет ему практически на равных конкурировать с дознанием и предварительным следствием. Однако результатом упрощения процессуальной формы стали многочисленные нарушения процессуального закона.
* Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 декабря 1985 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел с протокольной формой досудебной подготовки материалов»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 453. Тем не менее представляется возможным положительно оценить такую дифференциацию при условии насыщения протокольного производства началами судопроизводственного (состязательного, арбитрального) метода правового регулирования (возбуждением протокольного производства постановлением начальника органа дознания, допуском защитника к правонарушителю с момента возбуждения производства и т.д.). Существенные особенности протокольного производства породили споры о его социально-правовой природе. Ряд специалистов считают, что деятельность органа дознания по установлению обстоятельств преступления в протокольной форме является деятельностью административно-правового характера. Этот вывод обосновывается тем, что такого рода деятельность предшествует возбуждению уголовного дела и осуществляется вне процессуальной формы.* * Строгович М. С. О единой форме уголовного судопроизводства и пределах дифференциации//Соц. законность. 1974. №9. С. 50. Другие авторы полагают, что досудебная подготовка материалов в протокольной форме относится по своей правовой природе к институту уголовно-процессуального права. Эта точка зрения представляется не совсем точной, но обоснованной по следующим причинам.
Таким образом, досудебная подготовка материалов о преступлении в протокольной форме является уголовно-процессуальной деятельностью. Однако этот вывод ни в коем случае не означает, что протокольное производство относится к разновидности дознания или предварительного следствия,* что оно представляет собой «упрощенное дознание», смешанную форму, включающую в себя элементы как возбуждения уголовного дела, так и предварительного расследования.** Думается, что протокольная форма досудебной подготовки материалов — самостоятельная форма предварительного досудебного производства. * Советский уголовный процесс/Под ред. С. В. Бородина. М., 1982. С. 507. Протокольная форма досудебной подготовки обладает существенными особенностями, отличающими ее от дознания и предварительного следствия. В-четвертых, процессуальные статусы правонарушителя, очевидцев, «других лиц» не идентичны статусам соответствующих участников предварительного расследования, на которые они могли бы претендовать в зависимости от их социальной роли в ходе совершения преступления. В-шестых, досудебная подготовка материалов в протокольной форме должна быть завершена в срок до 10 суток, который не подлежит продлению. Таким образом, протокольная форма досудебной подготовки материалов — самостоятельная форма досудебного производства, заключающаяся в проведении проверочных действий с целью быстрого установления обстоятельств преступлений, указанных в ст. 414 УПК. |