Использование рациональных форм ОТ является важнейшим резервом роста его производительности. На машиностроительных предприятиях используются следующие рациональные формы ОТ. К индивидуальным относятся: 1 Совмещение профессий; 2 Многостаночное обслуживание. 1 Совмещение профессий – это форма ОТ, при которой рабочий наряду со своими обязанностями выполняет функции, относящиеся к различным профессиям. В этом случае отдельные исполнители в течение смены одновременно или последовательно выполняют работы, требующие различных профессиональных навыков. Предпосылки совмещения профессий следующие: · Экономические – неполная занятость работников на основной работе и наличие свободного времени; профессиональная подготовка и умение выполнять совмещаемую работу; устранение не синхронности выполняемых смежных функций; необходимость более подвижного использования кадров; · Технические – близость рабочих мест, единство оборудования и технологии выполнения работы; · Психофизиологические- устранение монотонности труда, повышение его содержательности; · Социальные – создание комфортных условий для работы; добровольность, разработка системы оплаты труда, предусматривающая доплаты за совмещение профессий (от 30 до 100% в зависимости от особенностей и сложности работ). Совмещение профессий осуществляется в следующих формах: 1. Совмещение основных работ, относящихся к различным специальностям (например, водитель и грузчик); 2. Совмещение основной работы с административной (например, бригадир); 3. Совмещение ряда вспомогательных функций по обслуживанию оборудования, относящихся к различным специальностям (например, наладчик и слесарь-ремонтник); 4. Совмещение основной работы со вспомогательными функциями по обслуживанию (например, станочник совмещает функции наладчика, смазчика, слесаря-ремонтника). В зависимости от степени занятости исполнителя и объема работ по совмещаемой профессии различают полное и частичное совмещение профессий. В первом случае исполнитель наряду со своей работой выполняет весь объем функций, которые ранее производил рабочий другой профессии, а последний высвобождается для использования на других участках. Во втором случае рабочий выполняет только часть функций исполнителей других профессий или некоторых работ по данным функциям. В результате этого высвобождается только часть рабочих, профессии которых совмещаются. Кроме того, совмещение может быть простым(совмещаются две профессии) и комбинированным (совмещаются ряд профессий), временным и постоянным. Экономическая и социальная эффективность совмещения профессий проявляется в следующем: · Совмещение отдельных функций исполнителей, непосредственно загруженных в течение смены, ведет к уплотнению рабочего времени и экономии численности персонала; · Объединение узких специальностей позволяет расширить зону обслуживания рабочих, что дает значительную экономию живого труда; · Освоение каждым членом бригады функций других работников создает новые прогрессивные формы ОТ; · Совмещение профессий или функций позволяет частично или полностью сочетать в одном лице функции эксплуатации и обслуживания орудий труда, что обеспечивает значительное сокращение ремонтного персонала; · Совмещение профессий и функций является основным направлением в области устранения вредного влияния однообразной и монотонной работы. (переключение на новый вид деятельности может рассматриваться как разновидность активного отдыха. 2 Многостаночное обслуживание – одновременная работа рабочего на нескольких станках. Данная форма очень эффективна, т.к. в результате его осуществления уменьшается потребность в рабочих, повышается производительность труда. Работа на автоматах всегда многостаночная, Но и на обычных станка (токарных, револьверных) может быть организовано также многостаночное обслуживание. Для этого необходимо выполнение определенного условия – соотношение между машинным и ручным временем при выполнении производственной операции. Тмаш. – машинное время- это время, в течение которого осуществляется обработка детали без участия рабочего, т.е. время автоматической работы оборудования. Т ручн. – ручное время – это время, в течение которого рабочий устанавливает, закрепляет и снимает деталь, контролирует свою работу и переходит от станка к станку. Для осуществления многостаночного обслуживания на неавтоматических станках необходимо, чтобы Тмаш (Сф – число станков, обслуживаемых одним рабочим). При соблюдении этого условия во время машинной работы одного станка рабочий обслуживает все другие станки, входящие в многостаночный комплекс. Количество станков – дублеров (с равной длительностью операций), обслуживаемых одним рабочим определяется по формуле : Сф = + 1 Количество станков – дублеров (с разной длительностью операций), обслуживаемых одним рабочим определяется по формуле : Сф = При организации многостаночной работы определяют цикл многостаночной работы (Тмс) – промежуток времени, через который повторяются в том же порядке все выполняемые операции на каждом станке. Примеры: а) на станках выполняются одинаковые операции с Топ – 6 мин (Тмаш – 4 мин, Тручн – 2 мин) построим циклограмму. Сф =
Тмс =6 мин ( совпадает с Топ.) б) на станках выполняются разные по времени операции
Как видно из графиков, в зависимости от того какие выполняются операции, в одних случаях возникают простои станков, в других – простои рабочего и одновременно. Время простоя определяется как разность между Т м.с. и нормой оперативного времени на данном станке. Т пр. = Тм.с. – Топ. Чтобы судить о загрузке рабочего определяют коэф-т занятости рабочего Кзан =(в числителе определяется сумма ручного времени на всех станках в циклограмме) Загрузка каждого станка определяется через коэф-т загрузки К з.ст.= |