Вертикальная диффузия

Повлияла ли инновация на политический уровень?

Распространилась ли она через промежуточные структуры до самого сердца организации?

На каком уровне - района, города, региона, страны?

Подвергалась ли инновация изменениям, став частью политики?

Что было привнесено нового, и что отринуто?

Почему?

Усилило это её или ослабило?

Каков был эффект её воздействия после того, как она была тиражирована?

Каким образом это было профинансировано?

Из какого бюджета?

5. Переосмысление проблемы. Инновации второго цикла.

Изменилась ли природа инновации, ее цели и задачи, по мере прохождения через цикл городской креативности?

Была ли в этом процессе решена исходная проблема или она изменилась?

Привело ли внедрение инновации к возникновению цепочки вспомогательных инноваций?

Привела ли инновация к кардинальному изменению в понимании проблемы или она лишь оказала воздействие на проблему, как ее понимали и раньше?

Пятиступенчатая схема анализа стадий инновационного процесса взята мною из книги Хопкинса (Hopkins, 1994), однако формулировки вопросов приводятся в переработанном мною виде.

Проблемы и следствия

Нужные навыки в нужное время

Разные стадии инновационного процесса требуют от творческой личности различных качеств, которые редко сочетаются в одном человеке.

\299\

Трудно одновременно быть инициатором и уметь закрепить успех, а затем действовать в рамках устоявшейся рутины. Наступает момент, когда нужно сменить команду в связи со сменой задач, однако этот момент трудно определить и еще труднее осуществить "смену караула".

Если на начальном этапе значение имеет предприимчивость, то на стадии консолидации на передний план выходят фандрейзинговые навыки и умение довести дело до конца, используя законодательные рычаги давления.

В отличие от креативных идей, инновации связаны не с отдельной личностью, а с деятельностью организаций, где эти качества распределены между членами команды. Каждая фаза имеет свои организационные особенности. Похожие проблемы возникают и в случае тиражирования идей.

Какие организационные структуры способны генерировать энтузиазм для поддержания непрерывного инновационного процесса?

Обычно формируют гибкие непостоянные команды, построенные вокруг небольшого организационного ядра. Талант здесь используют "в необходимом количестве", и состав команды меняется в зависимости от задач.

Ключ к успеху - умение оценить, какие инновации требуются в каждый момент времени. Например, в Хельсинки самое время сделать бюрократические структуры более открытыми. На более позднем этапе потребуется закрепить достигнутое, всё критически оценить, обдумать и определить направления дальнейшего движения.

\300\

Проблема в том, что те, кто находится у власти, сами пришли к ней на предыдущей волне общественных требований, однако укоренились, а для следующей стадии развития требуются совсем иные личные качества. Вдобавок, циклы обновления властных структур традиционно более медленные, основаны на непреходящих правилах.

Доверяйте радикалам

Роль активистов в развитии инноваций, особенно в менее технических сферах, недооценивают. Социальные активисты всегда были на переднем крае городских инноваций. Они хорошо представляют себе реальные проблемы, так как обычно живут в самых проблемных районах (см.: Hall and Landry, 1997).

Большая часть идей, вошедших сегодня в обиход организаций, были первоначально предложены радикалами.

Так что те, кто придерживается умеренных взглядов, должны взять за правило прислушиваться к людям с более радикальными убеждениями. Исторически роль радикалов прослеживается даже в формировании механизмов консультаций, которые ныне являются общепринятыми.

Роль групп аутсайдеров и альтернативных движений хорошо показана в книге Арта Кляйнера "Век еретиков" (1996). Даже инновационные структуры в корпорациях уходят корнями в деятельность послевоенных интеллектуальных движений.

Их еретические идеалы уже стали частью истеблишмента и были приняты на вооружение государственными организациями по всему миру.

\301\

Движение от периферии к центру

Слабость альтернативных структур в том, что у них не хватает ресурсов для внедрения своих идей. Инновации, которые они предлагают, часто направлены на устранение лишь симптома большой проблемы.

Порой корень такой проблемы — в консерватизме властных структур. Выход - творческое расширение проблемного поля. Например, проблема граффити может быть лишь отражением иной проблемы, лежащей в другой области.

Поэтому проект, реализованный в Дортмунде и Шарнхорсте, привлек художников, рисовавших граффити, к работе по очистке города от их рисунков, решая так проблему безработицы. Следующим шагом стало привлечение этих людей к созданию фирмы по переработке отходов. Так проект решил сразу несколько проблем.

Очень важно завоевать доверие со стороны официальных структур, однако в какой-то момент уместны и акции протеста, "конструктивные дебаты", создание независимого альтернативного проекта.

Конечной целью может быть получение политического признания. Тогда появляется возможность развивать идеи, в том числе инновационные, пользуясь политической поддержкой, действуя изнутри официальных структур.

Расширение масштаба и тиражирование. На каждой стадии инновационного процесса свои трудности. На начальном этапе это может быть недостаток веры в успех. На стадии внедрения многое зависит от институциональной поддержки и финансирования. Переход от первых успехов к широкому внедрению инновации изобилует трудностями. Здесь придется сделать не один сложный выбор.

Должна ли инновационная идея пронизывать насквозь всю будущую разветвленную структуру?

Или надо сохранить её как отдельный бренд, скажем, путем создания специального агентства?

Должна ли организация, породившая эту идею, развивать ее дальше или для этого нужна новая организация?

\302\

Проблема в том, что реализация внедрения может ослабить инновационные способности организации. Ведь исходно навыки организации были ориентированы на генерирование инноваций, а не на внедрение.

Когда идеи стали общепринятыми, важна иная организационная динамика, однако многие верят, что продолжение работы с устоявшимися процедурами дает наибольший эффект.

"Инновации, требующие изменения законодательства, внедрить крайне сложно, поскольку слишком много точек принятия решений, слишком много инстанций, на которых идея может быть отклонена. Гораздо эффективнее встроить реформу в рамки бюрократических процедур и таким образом получить поддержку от нижестоящих бюрократов" (Weatherley and Lipsky, 1977).

Опасно надеяться, что законодательство окажется податливым к необходимой трансформации. В то же время, в период смены парадигм каждый элемент структуры должен быть подвергнут переосмыслению, включая и законодательство. Поворотный моментом - включение креативных идей в русло текущей политики и получение согласия на тиражирование проекта.

Став частью политики, инновации могут привлечь гораздо больше ресурсов. Пример - такие программы, как стимулирование экономии электроэнергии в жилом секторе.

Для осуществления модели креативного города значение имеет еще один аспект законодательства - наличие ключевых законов, регулирующих права на интеллектуальную собственность (игра по твердо установленным правилам).

Кроме того, необходимо адаптировать или интерпретировать уже существующие неспецифические законы, например, касающиеся финансовых вопросов, так чтобы они способствовали инновационной деятельности.

\303\

Влияние радикалов на формирование концепции достойнорго развития

Роль радикалов хорошо прослеживается в истории принятия обществом понятия "достойного развития". Это понятие вошло в политическую повестку благодаря многолетнему интенсивному лоббированию таких деятелей, как Рэйчел Карсон, автор книги "Молчаливая весна", а затем и организованных групп вроде Greenpeace и "Друзья планеты"1.

"Пределы роста" - первый доклад Римского клуба вызвал дискуссию в мире большой политики.

Последний доклад Римского клуба "Четвертый фактор - как удвоить богатство, уменьшив использование ресурсов вдвое" произвел похожий эффект.

Такие инициативы, как переработка отходов, совместное использование автомобилей, социальный аудит, переоборудование промышленных зданий для альтернативных целей или инновационные методы борьбы с безработицей были инициированы группами влияния, организациями гражданского общества и даже группами, которые действовали вразрез с законом, например, скваттерами, осуществлявшими захват заброшенных зданий. Фактически именно скваттеры создали многие инновации, которые сейчас признаны важными элементами достойного развития.

1 "Гринпис" (Greenpeace — зеленый мир) — независимая международная общественная организация. Она ставит целью сохранение окружающей среды. Гринпис выступает против ядерных испытаний и радиационной угрозыв защиту животного мира и др. "Друзья Планеты" (Friends of the Earth International) — федерация независимых экологических организаций, которые проводят по всему миру кампании, направленные на решение насущных экологических и социальных проблем, а также пропагандируют идею достойного развития сообществ. "Гринпис" и "Друзья Планеты" воздействуют на общественное мнение через печать, просветительские учреждения, проводят ненасильственные акции протеста, добиваясь от промышленных компаний, правительств и международных организаций решений по конкретным экологическим и социальным проблемам.

\304\

Бесполезные здания и другие городские пространства, обреченные на деградацию, были возрождены силами независимых групп, которые таким образом открыли для себя новые возможности, а также спасли многих от судьбы бездомных. Скваттеры изобрели новые способы использования зданий, например, соединение рабочего, жилого и выставочного пространства. Они часто предоставляли дополнительные услуги, например, открывали кафе и рестораны, которые, благодаря созданной в них необычной атмосфере, стали привлекательны и для истеблишмента.

Группы влияния смогли продвинуть в сферу городской политики важнейшие вопросы - такие как экологичный образ жизни, социальное жильё, альтернативные финансовые механизмы или концепции переработки отходов. В результате инновации были признаны, узаконены и получили широкое распространение.

Инновации эффективны, когда они получают распространение. По большей же части, инновации имеют локальный характер и остаются безвестными из-за бюрократических проволочек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: