\289\
Мы утверждаем, что создание инструментов активного участия людей в политической жизни — положительное явление; что партнерство и связи создают синергию; что культура имеет первостепенное значение для создания городской среды. Можно и полезно подходить с едиными мерками к инновациям в рамках Европы ("западного общества"), либо в рамках исламского мира, но они не применимы в глобальном масштабе.
Это заставляет поставить фундаментальный вопрос:
- существуют ли принципы креативного развития городов, которые являются истинными независимо от местных обстоятельств?
- существуют ли "истины", относящиеся к внешнему облику городов или к их жизнеспособности, которые оставались бы неизменными во времени и пространстве, как неизменно "золотое сечение" в архитектуре или коллективные "истины" Мамфорда, Линча и Джейкобс?1
- можно ли сформулировать универсальные принципы, которые будут применимы в течение всей истории городов?
И здесь снова на сцену выходят культурные факторы. Градостроительные принципы исламской, греческой, римской и индийской традиций по разному отвечают на вопросы, что создает гармонию и целостность городов, и как должны люди "себя вести" в городской среде.
|
|
- можно ли совместить эти принципы различных культур?
В самом обшем случае это так. Все они, например, стремятся соблюсти необходимый баланс между частной и публичной жизнью, соотношение пришельцев и коренных жителей. Однако в деталях обнаруживаются существенные различия. Для исламской традиции существенно, чтобы чужой не мог заглянуть внутрь дома.
1 Льюис Мамфорд (Mumford) — американский философ и социолог. По его мнению, техника и технология должны служить человеку и выражать собственно человеческие ценности. Один из путей такого служения — "интегративный дизайн", разработанный Мамфордом способ соединения искусства и массового производства.
2 Кевин Линч (Lynch) — один иэ первых информационных архитекторов, географ, автор книги ''Образ города". Линч первым начал строить ментальные карты.
3 Джейн Джейкобс (Jacobs) — американский социолог и урбанист, автор книги "Жизнь и смерть великих американских городов" (1961).
\290\
Архитектура должна это учитывать — для этого возводили высокие стены и тщательно выбирали расположение окон. Общие принципы достойной среды одинаковы для всех культур, однако их применение различается. Например, структуры взаимопомощи, («махалля»), имеют прочные корни в некоторых культурах, в то время как культуры, склонные к индивидуализму, их отвергают.
Американские индивидуалистические подходы отличаются от традиций, которые культивируют коллективные действия. Будет ли полезен и эффективен свободный рынок в любом культурном контексте?
|
|
Возможность воспроизведения проекта
Возможность повторить проект в новой ситуации определяется как культурными факторами, так и уровнем развития города. На первый взгляд, проекты в принципе воспроизводимы, однако на практике это получается не всегда. Особенности ситуации влияют.
Важно провести оценку факторов и механизмов, ведущих к успеху проекта. Люди бывают разочарованы тем, что не могут достичь успеха, используя проверенные где-то рецепты.
Воспроизведение инновационного проекта - будь то техника мозгового штурма, или форма жилищного кооператива, или инициатива по переработке мусора - зависит от навыков и опыта включенных в него людей. Важными являются также цели, приоритеты и личные отношения заинтересованных сторон.
Непредусмотренные слабости
В любом образце лучшей практики может скрываться невидимая слабость. Например, может оказаться, что пешеходные улицы ночью пустеют и это вызывает рост преступности или страх перед ней. В результате может потребоваться дополнительное нововведение, скажем, допуск транспорта на пешеходные улицы с какого-то вечернего часа.
\291\
В результате мозгового штурма жители района Истерхаус в Глазго открыли собственную букмекерскую контору, чтобы не зависеть от коммерческих заведений такого рода, резонно полагая, что если уж они так часто играют на скачках, то пусть уж доходы остаются в местных карманах.
Абсолютная и относительная креативность. Редкий проект бывает "абсолютно" креативным. Такими являются лишь ключевые нововведения. Чаще проекты являются новаторскими только в данных обстоятельствах и в данном месте.
В этом нет ничего плохого. Это не ослабляет проект, пока его исполнители учатся у предшественников. Важна не абсолютная иниовационность затеи, но эффектность решения проблемы. И конечно же, "копия" инновации может испытать не меньше трудностей при внедрении, чем испытал в свое время оригинал.
Подсчет стоимости внедрения образцов лучшей практики
Не было пока ни одной попытки подсчитать организационные затраты, финансовые и человеческие ресурсы, необходимые для применения в городе пакета уже существующих в городах образцов лучшей практики. Если логика креативного города в целом верна, то следование лучшим образцам должно дать городу конкурентные преимущества и максимизировать его потенциал.
\292\
Это объясняется особенностями лучших практик, в частности, в отношении принципа "добиваться большего меньшей ценой". Только кажется, что лучшие практики обходятся дороже, ибо они ориентированы на последующую экономию ресурсов. Но не только в ресурсах дело: значение может иметь, например, и вопрос о том, способствует ли инновация сокращению преступности в районе.
В ходе внедрения в городе образцов лучших креативных практик возникают две взаимосвязанные проблемы. Первая относится к созданию в городе креативной среды. Вторая — к нехватке людей, которые могли бы последовать за инновационными идеями и быть их носителями.
Жизненные циклы
Креативная идея имеет срок годности. Инициативы рождаются, развиваются, но в какой-то момент от них придётся и отказаться. Понимание жизненных циклов позволяет рассматривать рождение, расцвет и упадок как естественный процесс, предохраняет от самодовольства.
Оно даёт возможность чувствовать направление эволюции и отдавать себе отчёт в том, насколько воплощается замысел и насколько он способствует развитию городских креативных идей и инноваций. Понимание жизненных циклов предполагает создание бюджета инноваций, проведение оценки с помощью эталонного тестирования проекта.
|
|
Это не значит, что проект должен непрерывно изменяться. Некоторые вещи останутся без изменений.
таблица 8.1 / экономическое возрождение
Пример | Время и место | |
Смена парадигм | Услуги как ключевая отрасль экономики До этого доминировало физическое производство Информация и знания как двигатель городской экономики | Бостон (США), 1975 Район Силиконовой Долины (США), начало 1990-х |
Парадигмальный Сдвиг | Корпорации городского развития -передача особых полномочий и автономии низшим уровням власти для развития городских районов - создана возможность партнерства между частным и муниципальным секторами Предпринимательские зоны - предоставление специальных стимулов и концессий для ускорения процесса развития города на пустынных и изъятых участках | Нью-Йорк (США), 1975 |
Инновация | Новое использование старых зданий - до этого преобладала политика уничтожения - понимание, что приспособленные здания развивают ощущение своеобразия, идентичности места и могут приносить доход Городской и индустриальный туризм - за исключением мировых городов (таких как Лондон или Париж) и городов-сокровищниц мирового искусства (таких как Флоренция) туризм в основном был способом покинуть город | Лоуэлл (США), 1977 Середина 1970-х |
Лучшая практика | Культурные города - использование культуры как импульса для возрождения и маркетинга городов Система ежегодных культурных столиц Европейского Союза Развитие прибрежной зоны - - реинтеграция старых портовых зон в городскую среду - часто важное средство возрождения городов - мореходство как форма досуга, а не торговли | Афины (Греция), начиная с 1985 и по- ныне Барселона (Испания), 1987 Балтимор (США), начало 1980-х |
Хорошая практика | Переоборудование старой индустриальной застройк - различное использование: от офисов, центров искусств и выставочных площадок до жилья | начиная с 1980-х и по настоящее время |
Плохая практика | Уничтожение старых структур - продолжающаяся практика, вызывающая "потерю памяти" и социальную напряженность в рамках существующих сообществ и потерю экономического потенциала | Сингапур, начиная с1980-х и по настоящее время |
\294\
|
|
таблица 8.2 / окружающая среда
Пример | Время и место | |
Смена парадигм | Устойчивое развитие | Осло (Норвегия), 1987 и ранее (см., напр., "Пределы роста", доклад Римского клуба, 1972) |
Парадигмальный сдвиг | Устойчивое развитие города Принцип "кто загрязняет, тот платит– Устойчивое развитие региона | Фрейбург (Германия), начало 1970-х- 1980-е Эмшер-Парк (Герма- ния), начиная с 1991 и по настоящее время |
Инновация | Устойчивый транспорт Автобусы на газе Деревня на солнечных батареях Мониторинг качества воздуха Эскалаторы как транспорт | Амстердам (Нидерлан- ды), начало 1990-х; Гренобль (Франция), Стокгольм (Швеция), Бристоль (Великобри- тания), 1996 В окрестностях Афин (Грециия), 1978 Страсбург (Франция), Перуджа, Орвието, 1970-е |
Лучшая Практика | Экологический аудит Экологический город Система Autoplus1 | Мюлуз (Франция), 1991 Напр., Лестер (Велико- британия), 1991 Ля Рошель (Франция), |
Хорошая Практика | Развитие велосипедного движения Раздельный сбор отходов, компостные кучи на заднем дворе | Монпелье (Франция), Амстердам (Нидерлан -ды), 1970-е Германия, начало 1980-х Оэйрас (Португалия), 1993 |
Плохая практика | Энергетически эффективное строительство Зеленая лесополоса вдоль железнодоро- жных путей Строительство жилья вдоль сильно загруженных автомагистралей | Вена (Австрия), Гамбург (Германия), середина 1980-х Мадрид (Испания) 1980-е, |
1 Autoplus — мультимодальная концепция развития общественного транспорта, применяемая во французском городе Ля-Рошель. Она предполагает эффективное и экологичное использование не только автобусов, но и автомобилей, лодок, велосипедов и государственных такси.
\295\
И всё же в долгосрочной перспективе должно измениться многое. Креативный город - это процесс, так сказать, -путешествие, а не пункт назначения. Проблема никогда не получает окончательного решения. Это — двигатель всякого творческого процесса. Такой подход близок к принципу тотального менеджмента качества в бизнесе, где непрерывен цикл улучшения.
Понимание жизненных циклов помогает вовремя определять, удовлетворяет ли проект текущим потребностям. Оно позволяет решать, следует ли внедрять новую инновацию, или лучше оставить все по-старому.
Каждый элемент организации и каждый внешний проект должны быть объектом анализа и могут стать предметом инновационной деятельности. Опасность в том, что креативные проекты часто развиваются на периферии и почти ничем не угрожают ядру организации.
Их рассматриваются как дополнение, как средство решения частной проблемы, в то время как причина проблемы может исходить от самого организационного ядра. Креативность требует формирования нового организационного этоса, в котором адаптация и перемены выходят на передний план.
Это заставляет задавать такие вопросы:
- Создан ли достаточный импульс для развития?
- Нуждается ли проект в подкреплении?
- Идёт ли он правильным путем?
- Не нуждается ли он в изменении?
- Должен ли он распространяться шире?
Благодаря этому достигается внутреннее понимание процесса развития. Идея жизненного цикла предоставляет нам систему анализа, инструмент для контроля деятельности и оценки достижений. Политики могут разбить проект на фазы и, соответственно, группировать вопросы по следующим рубрикам:
\296\
таблица 8.3 / управление
Пример | Время и место | |
Смена парадигм | Предоставление прав и возможностей гражданам, социальная справедливость | Мыслители XIX века, доклад Скеффинггона (Великобритания), 1969 |
Парадиг- мальный сдвиг | Переход от иерархии к матрице и другие организационные нововведения Технологии участия Развитие техники charette | Литература по менедж- менту, напр., Морган и Стенда, конец 1980-х Напр., Байкер, Ньюкасл (Великобритания), 1970-е США, 1975 "Разговор с Орегоном", 1989. Телеконференция Аляски,1990 США, конец 1970-х |
Инновация | Электронная демократия Партнерство между государственным, муниципальным и частным секторами | Кирклис, 1991 |
Лучшая практика | Внутренняя реструктуризация, направленная на достижение открытости Детские офисы Участие граждан в составлении бюджета Коммунальная собственность Дети в роли планировщиков Участие горожан в планировании Женщины в роли планировщиков | Унна (Германия) и Невшатель (Швейцария), 1990 Реджио-Эмилья, 1993 Респонд, Дублин, 1981 Китее (Финляндия), 1996 Сальтсьёбаден (Швеция), Эребру (Норвегия), 1992 |
Хорошая практика | Процедуры консультаций Предоставление услуг группами добровольцев Партнерство между государственным, муниципальным и частным секторами | Конец 1990-х |
Плохая практика | Игнорирование вклада городских сообществ | Встречается весьма часто |