Физиологические потребности: товары и услуги решают проблемы (например, питания), облегчают жизнь, позволяют потребителям испытывать меньше проблем в повседневной жизни.
Социальные потребности: продукты также приобретают смысл и отвечают желаниям благодаря влиянию потребления продукта на взаимоотношения потребителя с другими людьми. Продукты, удовлетворяющие функциональные желания, могут в то же время «представлять» потребителя другим людям, выражая его принадлежность к социальному классу или группе или передавая какую-либо иную информацию о социальных связях потребителя. Эти продукты отвечают социальным потребностям и желаниям.
Символические потребности: потребитель приобретает товары и услуги для самовыражения, чтобы сказать другим людям и самому себе о том, во что он верит или что любит. Продукты выступают личностными символами.
Гедонистические (наслажденческие) потребности: многие продукты потребляются благодаря их сенсорным выгодам — вкусу, аромату, чувствам которые они вызывают. Эти выгоды продукта сконцентрированы на чувствах, вызываемых качеством продуктов, и основанном на этих чувствах потреблении.
|
|
Когнитивные потребности. Потребности в знаниях, способностях и умениях. Удовлетворяется книгами, журналами, газетами.
Эмпирические потребности. Некоторые виды потребительского поведения часто осуществляются потому, что они возбуждают в потребителях определенные чувства. Например, посещение концертов, участие в спортивных и праздничных мероприятиях, посещение художественных выставок могут быть объектами потребления, поскольку возбуждают чувства потребителей, вызывают желаемые эмоции или настроение.
Существует несколько подходов к оценке потребностей.
1. Измерения деятельности, интереса и мнений.
2. Методы исследования мотивации (метод глубокого интервью
и проекционные тесты).
3. Фокус-группы.
4. Качественные исследования.
5. Этнографические наблюдения.
Измерения деятельности, интереса и мнения часто называют психографическими. Основные потребности и мотивы выявляются в процессе поиска ответов.
Метод глубокого (или направленного) интервью относится к числу наиболее распространенных способов исследования мотивации. Он заключается в том, что одновременно интервьюируется небольшое (не более 50) число респондентов, причем интервью не разбито на конкретные подпункты и не ограничено во времени. В ходе направленного интервью исследователю удается проникнуть в глубины сознания и даже подсознания испытуемого, что недоступно с помощью обычных средств маркетинговых исследований.
|
|
Проекционные тесты представляют собой методику опроса, позволяющую респонденту отвечать на вопросы от третьего лица. Эта методика основана на предположении, что люди могут избегать прямых вопросов и давать уклончивые ответы. Кроме того, иногда человек не знает, какие мотивы им движут. Эти методы применяются до сих пор (карикатуры, незаконченные предложения и другие разновидности).
Метод фокус-группы предполагает обсуждение мотивов и поведения в небольших группах. Каждая из них обычно состоит из 10 человек, а само обсуждение длится не более часа. Лидер группы направляет беседу, стараясь придать ей непринужденный характер. Окружающая обстановка также помогает расслабиться.
Современным вкладом в изучение поведения потребителей можно считать и методы, названные интерпретационными (объяснительными) исследованиями. К их числу относятся качественные исследования, задача которых объяснить, каким образом коммуникационные сообщения приобретают смысл для потребителей. С этой целью проводится анализ различных способов компоновки элементов сообщений (знаков, символов, пиктограмм). Основное внимание уделяется персональному, субъективному и интроспективному вкладу самого исследователя в проводимый анализ.
Этнографическое наблюдение имеет место в случае, если направленное интервью дополняется наблюдением за поведением испытуемого во время совершения покупок и потребления продуктов. Исследование направлено не на построение конкретных гипотез (хотя и они имеют место), а на попытки понять поведение потребителей в широкой перспективе.
Маркетинговая деятельность имеет дело с целой системой потребностей, содержание и формы, проявления которых весьма многогранны. Это объясняется тем, люди находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера. Задача заключается в том, чтобы в практической работе можно было выявить, изучить и оценить именно конкретную потребность потребителя.
Важно выяснить:
- как потребитель осознает;
- какая продукция ему необходима;
- почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция станет товаром. Предлагаемый продукт должен быть прежде всего полезен потребителю, а уже потом нравиться самому производителю.
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия)-потребители.
Конечные потребители — индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства.
К организациям-потребителям относятся производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.
Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования. Промышленные предприятия закупают различные товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям. В качестве посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой реализации, а также складские помещения, транспортные средства, страховые услуги и др. Предприятия розничной торговли покупают товары у предприятий-производителей и оптовиков для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров.
Продавцы должны четко понимать связь между потребностями и желаниями конкретного товарного рынка. Выраженные потребителями желания могут не совпадать с их подлинными потребностями, либо в единственном желании может отражаться множество потребностей. Также важно, чтобы продавец мог предложить рынку торговую марку продукта, обеспечивающую выгоды, а потребители видели в марке эти выгоды.
|
|
Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определённая система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях (рис.26).
Рис. 26. Система личных потребностей
Абсолютные потребности абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям, выражают потенциальную потребительную силу общества. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.
Действительные потребности имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реальная потребительная сила общества.
Платежеспособные потребности ограничены не только имеющейся товарной массой, но и уровнем денежных доходов, и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу общества, т. е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.
Все осознанные потребности в зависимости от ожидаемой выгоды от покупки или использования можно разбить на две обширные категории: утилитарные и гедонистические, основанные на опыте.
Утилитарные потребности связаны с объективными характеристиками товара, его функциональными свойствами или преимуществами;
Гедонистические потребности – этопотребности, основанные на опыте и субъективном восприятии, эмоциональных ожиданиях и этических аспектах потребления.
Принятие решения о покупке начинается с осознания потребности.
Потребность активизируется и ощущается тогда, когда между желаемым (предпочтительным) и фактическим состояниями возникает достаточное несоответствие. С увеличением этого несоответствия активизируется состояние нервного возбуждения, которое называется побуждением. Чем сильнее побуждение, тем больше необходимость срочно удовлетворить потребность.
|
|
Со временем человек осознает, что одни модели поведения позволяют более эффективно удовлетворять потребности, чем другие.
Осознанная потребность может быть активизирована несколькими способами, один из которых — чисто физиологический.
Человек также может думать об объекте или другом человеке, который в данный момент отсутствует, или представлять себе желательные последствия какого-либо действия. Такой мыслительный процесс сам по себе способен активизировать мотивы человека.
Сходство между утилитарными и гедонистическими потребностями заключается в том, что в процессе принятия решения о покупке они участвуют одновременно.
Заинтересованность (вовлеченность) – это уровень придаваемой продукту важности и показывает, насколько значим для человека акт покупки или потребления.
При высокой степени вовлечённости потребителя в покупку возникает мотивация для приобретения и обработки информации, а также возрастает необходимость тщательного и длительного решения проблемы.
В зависимости от значимости товара для потребителя, он может иметь заинтересованность (вовлеченность) от слабой до сильной.
Цель исследования мотивации состоит в выявлении скрытых побуждений.
Мыслительные и эмоциональные реакции потребителей (чувства), появляющиеся у них в процессе обработки информации, в свою очередь, зависят от ряда параметров маркетинговых коммуникаций (источника рекламного обращения, содержащихся в рекламе утверждений и т.п.) и от самого потребителя (его мотивации, уровня знаний, предварительного отношения и т. д.).
Согласно модели вероятностной актуализации процесс убеждения в рекламе протекает по двум основным путям:
- прямой путь убеждения, потребитель рационально оценивает те положения, которые преподносятся ему в рекламном сообщении, следовательно, степень восприятия этого сообщения определяется силой содержащихся в нем доводов;
- косвенный путь убеждения, при низком уровне подготовленности мышления потребителя к восприятию рекламного обращения, определяющими факторами становятся косвенные намеки.
При этом необходимо учитывать как характеристики самого продукта, так и характерные черты потребителя.
Мотивация, уровень знаний, степень возбуждения, настроение, индивидуальные особенности и укоренившиеся предубеждений — все эти человеческие качества оказывают масштабное влияние.
Не менее важную роль играют и характеристики самого товара, а именно фаза жизненного цикла товара, позиционирование на рынке, относительные показатели.
Как уже отмечалось, принцип взаимности дает потенциальную точку опоры тем, кто предпринимает попытку повлиять на поведение человека. Религиозные группы нередко используют этот метод для того, чтобы побудить людей делать благотворительные взносы. Многие благотворительные организации вкладывают в свои письма небольшие подарки, получая взносы в знак благодарности. Компании по производству пищевых продуктов часто организуют дегустацию своих продуктов. При этом они исходят из предположения, что покупатель почувствует себя неловко из-за того, что он попробовал что-то бесплатно и станет считать себя обязанным купить предлагаемый товар.
Сам акт принятия какого-нибудь обязательства (часто в письменной форме) может оказать сильное влияние на последующее поведение человека. Принятие какого-либо обязательства — хороший способ «повернуть» поведение этого человека в нужное для продавца русло.
Таким образом, простой акт записи своего мнения может увеличить чувство обязанности подтверждать его и дальше.
Понятие «средства стимулирования покупателей» охватывает широкий спектр средств продвижении товара на рынке сбыта, включая скидки, премии, конкурсы, тотализаторы, лотереи и купоны. Стимулирование представляет собой важный компонент стратегии продвижения товара на рынок.
Раздавая различные купоны для увеличения сбыта, производители делают ставку на появление у потребителей дополнительного стимула для совершения покупки.
Одноразовое предоставление стимула для совершения покупки часто может быть недостаточным с точки зрения долгосрочного изменения поведения покупателей. Для оказания длительного воздействия на поведение необходимо предоставить целую серию стимулов. Вместо того чтобы предлагать покупателю единичный купон, гораздо продуктивнее предоставить ему целую серию купонов, которые могут использоваться при последующих покупках. Продавец надеется, что привычка приобретать товар, используя купон, будет продолжаться даже тогда, когда стимулирование прекратится.
На поведение потребителя можно повлиять с помощью одной из методик модификации его поведения. Для формирования желательного поведения применяют приемы:
- однократного (подсказка)
- многократного запроса («закинуть удочку»).
Подсказка — это не что иное, как к месту заданный вопрос. Продавцы обуви, к примеру, не упустят возможности спросить даму, покупающую туфли, не желает ли она приобрести к этим туфлям подходящую сумочку. Подсказки заставляют покупателя, по крайней мере, рассмотреть возможность такой покупки. Естественно, приобретение товара становится более вероятным, когда покупатель узнал об этой возможности.
Предварение основного вопроса другим способно воздействовать еще эффективнее, чем простая подсказка. Метод заключается в том, что, прежде чем задать покупателю главный вопрос — о том, что его интересует, — ему сначала задают предварительный вопрос. В зависимости от сути этого первого вопроса данный метод можно свести к одному из приемов: «закинуть удочку» или «меньшее зло».
«Закинуть удочку» — прием, при котором начальный вопрос является «версией».
Прием «меньшее зло» — оборотная сторона приема «закинуть удочку». При таком подходе человека сначала просят о чем-то, что явно превосходит основную просьбу. Фактически первоначальная просьба изначально составлена с таким преувеличением, что человек непременно отказывает. Но после этого отказа делается второй запрос. Исследования показали, что при применении метода «меньшее зло» готовность согласиться со второй просьбой заметно возрастает.
Залог успеха в контрасте восприятия, при котором вторая просьба кажется небольшой по сравнению с первой. Вторая причина — принцип взаимности, который предполагает, что мы стараемся отплатить другим людям той же монетой, т. е. если кто-то идет нам на уступку, мы тоже готовы уступить. А резкое снижение требований между первой и второй просьбами и создает такое впечатление, что проситель пошел на уступку. При этом ожидается, что в ответ на такое благородное поведение человек, к которому обратились с просьбой, также смягчится и согласится хотя бы со второй, более умеренной, просьбой.
Стратегия «от большего к меньшему» лежит в основе популярного в розничной торговле приема «начинать с самого дорогого». Покупателю сначала показывают модели класса «люкс». Если он приобретает эту вещь — тем лучше. Если же он не заинтересуется, то продавец предложит ему менее дорогую модель.