Самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда
Осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый
Стремится в случае необходимости найти смысл в своей жизни.
Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке.
Мать, отец или бабушка могут считать, что смыслом их существования является
Уход за физическим состоянием и воспитание ребенка. Они не всегда могут это
Осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувст-
Вуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от
них, они часто начинают понимать, что <жизнь потеряла всякий смысл>. Ярким
примером тому служит мама, не желающая терять положение <опекунши>, ко-
Торая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки
на ботинках, так как <он это всегда плохо делает>, выполняет за него школьные
задания, <чтобы ребенок не переутомился>. В результате она получает требуемое
|
|
Чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына
Преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для
Ребенка очевиден.
Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспита-
Ние ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель
Воспитания, состоит в том, чтобы добиться того, что не уда/юсь родителям из-
За отсутствия необходимых условий или же потому, что COJUU они не были до-
Статочно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не
Удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть
На фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно
Учиться музыке.
Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приоб-
ретает элементы эгоизма: <Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию,
ведь он продолжатель нашей жизни...>
- Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие
Присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не прини-
Маются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые
Отличны от тех, что связаны с запрограммированными целями. Ребенок ставится
Перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов
Только ради того, чтобы обеспечить для себя любовь и чувство удовлетворенности
Родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его
Личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок