воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим <особо ценным>
Кочеством. Например, родители уверены в том, что их сын или дочь должны
Обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми..
Д; В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие
Либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему
Индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно
"очевидной.
.:.
Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение
1 спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных
Походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их
Подчеркнутый мужской стшь одежды, обилие, несколько излишнее для девочки,
Спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играй с куклами
И даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже мужского рода.
Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии
|
|
И даже вызвать.тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-
Первых, у. девочки могут сформироваться черты противоположного пола,
Препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными
Словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых,
Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают
Его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое
Непринятие. А это. самый неприемлемый, самый опасный для психического здоровья
Ребенка стиль отношения к нему.,
Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов
Воспитания. Вспоминается такой случай. В психологическую консультацию об-
Ратилась мама десятилетнего мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание,
Которое возникло у сына впервые в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком
В игровой группе было обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но
Частное, речевое, проявление более общей особенности ребенка. У него сформи-
Ровалась привычка к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что дейст-
Венный или речевой ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик
Давал после продолжительной паузы. Сомнений в понимании вопроса или ситуации
Не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал, справлялся со
Всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой ответный сигна.п
Сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что причина кроется в том,