К, чтобы дверь открывалась? Какой высоты должен быть мост, чтобы под
IM свободно проплывала игрушечная лодка? Маленький ребенок отвечает на
Be эти вопросы по ходу строительства, переделывая и совершенствуя неудач-
Ые сооружения. Со временем он научается решать конструктивные задачи в
Ие, до начала строительства. А это значит, что у него развивается конструк-
IffiHoe мышление. Очень велико и значение конструирования для развития
Санирования своих действий, организации работы. Ребенок приучается к то-
", что сначала надо создать замысел постройки, затем найти нужные строи-
дьные детали, спланировать последовательность возведения разных частей
Оружения. Лишь после этого можно переходить к.процессу строительства.
Для того чтобы полностью использовать развивающие возможности игры,
Псования и других детских занятий, взрослый должен руководить ими, но
Йстично, ненавязчиво. Самостоятельность ребенка вовсе не будет ущемлена,
|
|
Ли родители подскажут ему сюжет игры, помогут обогатить его. Они могут и
"ли поучаствовать в игре, исполняя ту или иную роль. Для сына или дочери
) будет настоящая <школа игры>, приучающая к созданию сюжета, к строгому
Держиванию роли. Но инициатива должна все же принадлежать ребенку.
Режде всего должны обыгрываться те ситуации, которые придумал он сам, и
"шь во вторую очередь те, которые подсказаны родителями.
Обучая ребенка рисованию или лепке, не надо давать ему готовые спосо-
; изображения людей, животных, домов. Готовый образец превращается для
Дыша в бессодержательную схему, не помогающую познанию действи-
Яьности. Надо учить его внимательно рассматривать то, что он собирается
Срисовать (вылепить). Надо побудить его к самостоятельному поиску средств
"я передачи в изображении особенностей объекта. Пусть поначалу эти средст-
Окажутся не особенно удачны и изображение будет мало походить на ре-
Обучение конструированию из кубиков тоже не должно быть слишком
<жестким>. Взрослый может помочь ребенку создать замысел. Иногда полезно
Нарисовать образец предлагаемой постройки. Полезно обратить внимание
малыша на важнейшие особенности этого образца. Нужно учить планированию
действий, рациональной организации работы: <Давай сначала найдем нужные
кубики, а потом уж будем строить>. Но нельзя заставлять ребенка рабски
Следовать образцу или собственному замыслу, нельзя подавлять его инициативу.
То, что было сказано об игре, рисовании, конструировании, относится