Общая характеристика системы налогообложения организаций и населения в Республике Беларусь и основные направления ее совершенствования

В настоящее время налоговая система Республики Беларусь представлена следующими налоговыми платежами: - республиканские налоги (сборы), пошлины; - местные налоги и сборы.

Такая структура позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей организации бюджета нашего государства, имеющего две самостоятельные части (республиканский и местные). Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками;

курортный сбор; сбор с заготовителей. В налоговой системе Республики Беларусь на протяжении достаточно длительного времени в отношении отдельных субъектов хозяйствования, применяются особые режимы налогообложения. Особые режимы налогообложения применяются для плательщиков:

- налога при упрощенной системе налогообложения;

- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

- налога на игорный бизнес;

- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

- налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

- сбора за осуществление ремесленной деятельности;

- сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

В целом, приведенные в Общей части Налогового кодекса перечни включают в себя как налоговые платежи, применяемые в настоящее время, так и налоги, которыми планируется заменить ряд действующих платежей. Налоги на прибыль, на доходы, на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц как являлись, так и далее будут являться основными доходными источниками государственного бюджета. Эти налоговые платежи (либо аналогичные им по механизмам исчисления и уплаты) присутствуют сегодня в налоговых системах практически всех государств мира.

Особое место в налоговой системе Республики Беларусь в настоящее время занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды, оказывающие значительное влияние, как на уровень налоговой нагрузки конкретного плательщика, так и на экономику в целом. В соответствии с действующим законодательством создаются следующие целевые бюджетные фонды: фонд охраны природы; фонд национального развития; фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья; фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания); инновационные фонды.

Система налогообложения физических лиц в Республике Беларусь представлена следующими налогами: подоходный налог, налог на землю, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей. Налоги с населения - важнейший источник пополнения местных бюджетов. Одним из основных налогов, уплачиваемых в бюджет физическими лицами, является подоходный налог, на долю которого приходится около 11% доходов бюджета республики.

К настоящему моменту экономический каркас налоговой системы в нашей республике в основном сформирован и на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы. Законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Налоги, являясь одним из элементов экономических отношений, должны обеспечивать баланс финансовых интересов различных собственников, в том числе государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Создание рациональной и эффективной налоговой системы предполагает решение двух основных проблем: определение оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику и оптимальной структуры налогообложения.

В качестве основных направлений реформирования налоговой системы нашей страны можно выделить поэтапное решение следующих наиболее актуальных для сектора экономики задач:

– снижение налоговой нагрузки, повышение эффективности бюджетных расходов;

– повышение рейтинга отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка "Ведение бизнеса";

– оптимизация структуры бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов, концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, налоговое стимулирование инноваций;

– уменьшение дефицита бюджета;

– создание эффективной системы управления государственным долгом.

Для реализации данных задач необходимо:

– уменьшение налоговой нагрузки, включая снижение ставки налога на прибыль и рассмотрение вопроса о снижении ставки НДС с учетом итогов работы экономики, сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию инновационных фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных государственных организаций и расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения;

– улучшение структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран, в том числе совершенствование порядка предоставления налоговых вычетов по НДС, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости, введение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога;

– снижение временных затрат на расчет и уплату налогов, оформление необходимых для этого учетных документов, отмена неэффективных налоговых процедур, уменьшение сроков и документов, необходимых для их осуществления, внедрение автоматизированной информационной системы "Расчет налогов", переход плательщиков к системе электронного декларирования за счет снижения ее стоимости и расширения перечня предоставляемых сервисов;

– снижение налогового бремени на фонд оплаты труда;

– максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей, позволяющее сократить затраты времени и средства на ведение учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: