Пуск дизеля. На схеме аппараты изображены в положении, когда катушки их обесточены; выключатели, кнопки и тумблеры — в отключенном положении; выключатели

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА

На схеме аппараты изображены в положении, когда катушки их обесточены; выключатели, кнопки и тумблеры — в отключенном положении; выключатели, предназначенные для защиты цепей, ключ ВкА «Аварийный останов тепловоза» и тумблер «Аварийный останов дизеля» — во включенном. Положение контактов реверсора соответствует движению «Вперед», тормозного переключателя — режиму «Тяга». Зажимы (клеммы) имеют дробное обозначение: в числителе — указан номер колодки зажимов (клеммной рейки), в знаменателе — номер зажима. При описании электрической схемы для облегчения поиска нужного контакта аппарата после его обозначения в скобках указаны номера проводов или зажимов, между которыми он включен, например КП2 (779, 780). Номера проводов и зажимов приведены в тексте только в тех случаях, когда это необходимо для облегчения отыскания нужной цепи.

ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ

Тепловоз ТЭП70 имеет две кабины и два пульта управления. Электрические цепи пульта управления кабины №1, расположенной рядом с высоковольтной камерой, показаны в левой части схемы, а пульта управления кабины № 2 — в правой части. При неработающем дизеле электрические цепи получают питание от аккумуляторной батареи БА (напряжение 96 В), а при работающем дизеле — от стартер-генератора СТГ (напряжение 110 В), который подзаряжает также аккумуляторную батарею. Для питания потребителей напряжением 50 и 75 В от аккумуляторной батареи сделаны специальные выводы. Все перечисленные напряжения подаются на зажимы высоковольтной камеры, а от них на соответствующие электрические цепи тепловоза. Напряжение 96/110 В поступает на зажимы 7/1-7 и 1/1-6, к которым отключены цепи управления, защиты, электропневматического тормоза, пожарной сигнализации, вспомогательные агрегаты. Для питания цепей освещения напряжение 96 В подается на зажимы 7/14-15 и 8/13-15 непосредственно от аккумуляторной батареи (до выключателя ВкБ). Цепи радиостанции получают питание напряжением 75 В с зажимов 7/12 и 1/21, а цепи автоматической локомотивной сигнализации — напряжением 50 В с зажимов 7/8-9 и 1/1-6.

ПУСК ДИЗЕЛЯ

Дизель можно запустить автоматически или вручную из любой кабины машиниста. Порядок операций при пуске с пульта управления кабины No 1 следующий. Включают выключатель ВкБ и напряжение 96 В от аккумуляторной батареи БА подается на электрические цепи. Блокировочные ключи КБ1 и КБ2 устанавливают в положение «Кабина №1». Контролируют положение рукоятки контроллера машиниста КМ, которая должна находиться на нулевой позиции. Затем включают выключатель АВ2 «Управление общее». При этом напряжение от зажимов 7/1-7 (+) по проводу 1243x2 через контакт 4 ключа КБ1, контакт выключателя АВ2 и проводу 999 подается на неподвижные контакты контроллера КМ далее через замкнутый на нулевой позиции контакт контроллера по проводам 1017 и 1020 — на кнопку КнЗ «Пуск дизеля». Выключателем АВ4 «Топливный насос» включают контактор топливоподкачивающего насоса КТН. Питание на катушку КТН подается по цепи: зажим 7/1-7 (+), провод 1243, контакт 2 ключа КБ1, выключатели АВ4 (1085, 1086)и ВкА (1086, 1087), тумблеры Тбб (1089, 1090) пультов кабин № 2 и № 1, зажим 4/1-3, контакт реле РУ6 (1121, 1124), катушка КТН. Контакт КТН (1536, 1537) замыкает цепь питания электродвигателя ЭТН, который приводит во вращение топливоподкачивающий насос. Автоматический выключатель АВ11 «Топливный насос», расположенный в высоковольтной камере, обеспечивает защиту цепи электродвигателя.

Автоматический пуск дизеля: нажимают и через небольшой промежуток времени отпускают кнопку КнЗ «Пуск дизеля». От нее получает питание катушка контактора КМН по цепи: провода 1024 и 1025, зажим 3/14-15, контакт реле РУ42 (1030, 1031), контакт реле РУ15 (1036, 1032), тумблер ТбЗ «Ручная прокачка масла», провода 1034 и 1035. От кнопки КнЗ питание поступает, кроме того, на катушку реле времени PB3 (по цепи: зажим 3/14-15, контакт РУ42, провода 1037 и 1039), а также на катушку реле РУ8 (по цепи: зажим 3/14-15, контакт РУ42, провод 1037, контакт КТН, провод 1038).

Силовой контакт КМН (1539, 1540) собирает цепь электродвигателя ЭМН, приводящего во вращение маслопрокачивающий насос, что обеспечивает смазку узлов дизеля перед пуском. Вспомогательный контакт КМН (1128, 1129) замыкает цепь катушки реле времени РВ9, которое своим замыкающим контактом (1114, 1113) подготавливает цепь питания катушки реле РУ6, а размыкающим (9П, 1117) разрывает цепь питания катушки контактора КРН. Прокачивание масла продолжается в течение 60 с под контролем реле времени PB3. Реле РУ8, включившись, одним контактом (1027, 1029) шунтирует кнопку КнЗ «Пуск дизеля» (поэтому ее можно отпустить), а вторым — замыкает цепь катушки электромагнита регулятора дизеля (блок-магнита) МР6. Питание на электромагнит МР6 подается от выключателя АВ4 «Топливный насос» по цепи: выключатель АВ4, контакт ВкА (1086, 1087), тумблеры Т66 двух пультов управления, зажим 4/1-3, провод 1121, контакт РУ8, провод 1115, зажим 3/22, контакт блокировки газового пожаротушения БГП (1105, 1107), контакт реле РУ7, провода 1108, 1109, 10Д. Подача питания на катушку электромагнита МР6 до включения пускового контактора КД, т.е. до просадки напряжения аккумуляторной батареи, обеспечивает надежное включение электромагнита и, следовательно, надежную подачу топлива при пуске дизеля. Если масляная система исправна, то в процессе работы маслопрокачивающего насоса до истечения 60 с давление масла достигает величины уставки реле давления РДМЗ (0,5 кгс/см2) и оно замыкает свой контакт (20Д, 19Д) в цепи катушки контактора пуска дизеля КД и вентиля ускорителя пуска ВУП, но пока эти аппараты не включаются. Через 60 с после нажатия кнопки КнЗ «Пуск дизеля» замыкается контакт реле времени PB3 и на катушки КД и ВУП подается питание по цепи; кнопка КнЗ, провода 1024, 1025 и 1030, контакт РУ42, провода 1037 и 1039, контакт РВЗ, провода 1047, 1050, 20Д, контакт РДМЗ, провода 19Д и 13Д, контакт блокировки валоповоротного устройства БВУ (замкнут, если валоповоротное устройство дизеля выключено), провода 12Д, 1052, зажим 3/21, провода 1053, 1054, 1055 и 1056. Вентиль ВУП подает воздух в сервомотор ускорителя пуска, который увеличивает подачу топлива на время пуска. Контактор КД подключает стартер-генератор СТГ к ак-кумуляторной батарее. Работая в режиме электродвигателя с последовательным возбуждением, стартер-генератор раскручивает коленчатый вал дизеля. Вспомогательный контакт КД (796, 797) замыкает цепь питания (от зажима 4/1... 3) катушки контактора КВВ. Включившись, контактор КВВ своим контактом (319, 330) подает напряжение на обмотку возбуждения возбудителя.

По мере увеличения частоты вращения вала дизеля увеличивается величина и частота напряжения на зажимах возбудителя. Это напряжение поступает на вход блока задания возбуждения тягового генератора БЗВ, напряжение на выходе которого, как указывалось выше, пропорционально частоте напряжения, поданного на вход блока, т.е. частоте вращения коленчатого вала дизеля. К выходу блока БЗВ через замыкающий контакт реле РУ8 подключена катушка реле РУ10. При достижении напряжения на катушке 11 — 15 В, что соответствует частоте вращения вала дизеля 250 — 300 об/мин, реле РУ10 включается. Контакт РУ10 замыкает цепь катушек реле управления РУ6 и РУ42, которые получают питание от выключателя АВ4 «Топливный насос» по той же цепи, что и катушка электро-магнита МР6, а также параллельно через контакт реле РВ9.

Включившись, реле РУ6 самоблокируется (шунтирует своим контактом контакт РУ10). С этого момента начинается процесс отключения пусковых устройств. В дальнейшем РУ6 и РУ42 остаются включенными в течение всего времени работы дизеля и отключаются только при его остановке, тем самым исключая возможность включения пусковых аппаратов при работе дизеля.

Реле РУ42 своим контактом (1030, 1031) размыкает цепь питания катушек КМН, КД, ВУП, КВВ, РУ8, РВ1 и РВЗ, что приводит к их отключению, а замыкающим контактом (1117, 1118) подготавливает к включению контактор регулятора напряжения КРН. В результате отключения контакторов КМН и КД останавливается электродвигатель ЭМН маслопрокачивающего насоса и отключается от аккумуляторной батареи стартер-генератор. Размыкается контакт реле РУ8 (1115, 1121) после чего питание катушек электромагнита МР6, а также реле РУ6 и РУ42 начинает осуществляться через контакты реле РДМ4, замкнувшиеся ранее при давлении масла 0,5 кгс/смз. Контакт РУ8 (провод 472) разрывает цепь пита ния катушки РУ10, и реле отключается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: