Глубже, все духовнее: так что нынче, должно быть, нет более решающего
признака "высшей натуры", натуры более духовной, нежели представлять собою
Разлад в этом смысле и быть все еще действительной ареной борьбы для
Названных противоположностей. Символ этой оорьиы, запечатленный в письменах,
Которые поверх всей человеческой истории сохранили до настоящего времени
разборчивость, называется: "Рим против Иудеи, Иудея против Рима" - до сих
Пор не было события более великого, чем эта борьба, эта постановка вопроса,
Это смертельное противоречие. В еврее Рим ощутил нечто вроде самой
Противоестественности, как бы своего монстра-антипода; в Риме еврей считался
"уличенным в ненависти ко всему роду человеческому": и с полным правом,
Поскольку есть полное право на то, чтобы связывать благополучие и будущность
Рода человеческого с безусловным господством аристократических ценностей,
Римских ценностей. Что же, напротив, чувствовали к Риму евреи? Это
Угадывается по тысяче симптомов; но достаточно и того, чтобы снова принять
Во внимание иоановский Апокалипсис, этот наиболее опустошительный из всех
Приступов словесности, в которых повинна месть. (Не будем, впрочем,
Недооценивать глубинную последовательность христианского инстинкта,
Приписавшего авторство этой книги ненависти как раз ученику любви, тому
Самому, которому он подарил влюбленно-мечтательное Евангелие: здесь есть
Доля правды, сколько бы литературного мошенничества ни было затрачено для
Этой цели). Ведь римляне были сильны и знатны в такой степени, как до сих
Пор не только не было, но и не грезилось никогда на земле. Каждый след,
Оставленный ими, каждая надпись восхищает, если допустить, что удается
Отгадать, что именно пишет тут. Евреи, напротив, были тем священническим
Народом ressentiment par excellence, в котором жила беспримерная
Народно-моральная гениальность; достаточно лишь сравнить с евреями
Родственно-одаренные народы, скажем китайцев или немцев, чтобы
Почувствовать, что есть первого ранга, а что пятого. Кто же из них победил
Тем временем, Рим или Иудея? Но ведь об этом не может быть и речи: пусть
Только вспомнят, перед кем преклоняются нынче в самом Риме как перед
Воплощением всех высших ценностей - и не только в Риме, но почти на половине
Земного шара, всюду, где человек стал либо хочет стать ручным, - перед тремя
Евреями, как известно, и одной еврейкой (перед Иисусом из Назарета, рыбаком
Петром, ковровщиком Павлом и матерью названного Иисуса, зовущейся Мария).