Характеристика внутренней среды

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Количество детей на 1 января 2014 года составило 305 человек. Возраст детей от 1,6 до 8 лет.

Национальный состав:

Русские 160 человек
Башкиры 37 человека
Татары 103 человека
Чуваши 1 человек
Латыши 1 человек
Дагестанцы 1 человек
Марийцы 1 человек
Мордва 1 человек

Характеристика семей воспитанников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 214 посещают воспитанники из 305 семей, среди которых:

81% - полные семьи, из них 1% - многодетные семьи;

19% - неполные семьи.

Образовательный уровень родителей (законных представителей) следующий:

64% - высшее образование;

20% - среднее специальное образование;

12% - среднее образование;

4% - не имеют образования.

Социальный состав родителей составляет:

25% - рабочие;

58% - служащие;

6% - предприниматели;

11% - безработные

Изучение мнения родителей (законных представителей) об организации режима дня, питания, оздоровительной, образовательной и досуговой деятельности, условиях содержания воспитанников, об отношении ребенка к дошкольному учреждению и степени профессионализма педагогов показало, что родители (законные представители) доверяют коллективу и руководителю ДОУ, и в целом довольны работой детского сада.

Большинство родителей (законных представителей) (75 - 80%) заинтересовано в результатах работы, но не в полной мере осознают степень значимости совместных усилий и, в силу этого, недостаточно включаются в образовательный процесс.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью объединения усилий учреждения и семьи для достижения оптимальных результатов и недостаточной степенью вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Эту проблему будем продолжать решать с помощью современных нетрадиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи. Для этого необходимо продолжать совершенствовать систему партнерского сотрудничества с родителями воспитанников.

Анализ психолого-педагогических условий

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора воспитанниками материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита воспитанников от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

На протяжении всего периода реализации программы 2009 – 2013 года обеспечивалось развитие личности, мотивации и способностей воспитанников в различных видах деятельности и охватывались следующие структурные единицы, которые в связи с введение ФГОС представляют определенныенаправления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности воспитанников: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Оздоровительная работа осуществлялась по следующим направлениям:

1. Соблюдение режима дня.

2. Учет гигиенических требований.

3. Утренняя гимнастика.

4. Воздушно-оздоровительная гимнастика.

5. Отработка двигательного режима в группах и на прогулке.

6. Закаливающие мероприятия.

7. Витаминизация блюд.

Развитие двигательной активности в ДОУ протекает в форме приобщения воспитанников к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. С этой целью организована разнообразная деятельность с дошкольниками:

- Праздники Здоровья;

- спортивные мероприятия: «Секреты богатырского здоровья», «На санках по горе крутой», «Малые Олимпийские игры» и др.;

- экскурсии с детьми подготовительных к школе групп в физкультурный зал МОУ СОШ №117;

- организуются недели зимних игр и забав.

- организуются викторина по ОБЖ.

В целях совершенствования работы по охране жизни и укреплению здоровья воспитанников проведена система наблюдений и проверки эффективности физкультурно-оздоровительной работы.

С целью просветительской работы персонала согласно годовому плану проводятся консультации, практикумы, практические занятия.

Распределение детей по группам здоровья

Всего детей по группам Д –I Д –II Д –III
                       
Ранний возраст                   - - -
Младшие группы                        
Средние группы                   -    
Старшие группы -               - -    
Подготовительные к школе группы                        
Итого:                        
Название заболевания Количество детей Проценты
1. Хронический ДЖВП   1%

Анализ хронических заболеваний детей

2.2.Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ

  Показатели 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
все го ран воз дош воз всего ран. возр. дош. возр. все го ран воз дош. возр. все го ран воз дош возр.
Среднесписочный состав                        
Число пропусков по болезни                        
Число пропусков на одного ребенка 8.2 16.4 5.8   7,5 2,0 7,2 6,5 7,3   6,7  
Средняя подолжи-тельность одного заболевания                     12,7  
Количество случаев заболевания                        
Количество случаев на 1 ребенка 1.1 2.3 0.6 0,5 1,1 0,3 1,4 1,2 1,5 0,5 0,5 0,5
Количество часто и длительно болеющих детей                        
Индекс здоровья 11% 16% 16% 15%

Количество пропусков

         
         
         
         

Год 2010 2011 2012 2013

Индекс здоровья

Число детей, ни разу не болевших в году

(43 чел.)

________________________________ Х 100

списочный состав (299 чел.)

2010 год – 11%

2011 год – 16%

2012 год – 16%

2013 год –14%

По результатам анализа видно: процент пропущенных по болезни детодней снизился на 2%.

Таблица 1. Физическое состояние и здоровье детей

Группы здоровья Количество детей Процент от общего количества
I   45%
II   51%
III   4%

Отклонение здоровья воспитанников 55%(% от общего количества детей).

Таблица 2. Процент детей, имеющих хронические заболевания

Часто болеющие дети Заболевание органов зрения Заболевания органов опорно-двигательного аппарата Дети-аллергики
28% 3% 7% 1%

Иные

Наименование заболеваний Количество детей с хроническими заболеваниями % из детей страдающих хроническими заболеваниями
Хронический ДЖВП   1%

Проблема. Неуклонный рост числа воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА, сокращение двигательной активности и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении).

Пути решения проблемы. Необходимо внедрение в практику ДОУ медицинских платных услуг по ЛФК и массажу.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Осуществляя работу по данному направлению, коллективом накоплен и распространен на республиканском уровне опыт работы по трудовому воспитанию. С декабря 2013 года на базе ДОУ организована стажерская площадка для слушателей ГАОУ ДПО ИРО РБ.

Проблема. Расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста невозможно без разработанной и утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования. Отсутствие реестра образовательной программы дошкольного образования делает невозможным оснащение образовательного процесса ДОУ комплектом методических пособий по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Пути решения проблемы. Необходим реестр образовательной программы дошкольного образования, благодаря чему дошкольное учреждение сможет приобрести комплекты методических пособий.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов воспитанников, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Осуществляя работу по данному направлению в детском саду, на протяжении пяти лет велась углубленная работа по знакомству дошкольников с культурой и бытом башкирского народа. Большое внимание уделялось созданию системы работы с детьми и родителями в рамках музейной среды. Экспазиционно-выставочное направление мини-музея ориентировано на тематику программного курса, является оптимальным вариантом решения изучения регионального компонента.

Исходя из целей и задач, ежегодно разрабатывается план, по которому и осуществляется деятельность мини-музея. Данной работой охвачено 83 ребенка (32%).

В детском саду имеются: группа по изучению татарской разговорной речи «Күбәләк». Изучает татарский язык 25 детей (10%), группа по изучению русского фольклора «Горница», списочный состав - 29 детей(11%).

В целях формирования духовно-нравственных качеств у воспитанников проведены следующие мероприятия:

¨ организованы концертные программы, посвященные Дню пожилых людей;

¨ проведены спортивно-музыкальные праздники, посвященные Дню Республики;

¨организована музыкально-литературная гостиная, посвященная творчеству С.Т. Аксакова;

¨ в октябре 2012 года состоялся вечер поэзии, посвященный творчеству М. Карима;

¨проводятся тематические развлечения, посвященныеДню Матери;

¨ в октябре 2012 года состоялось спортивное развлечение «Состязание батыров и богатырей»;

¨ организованы встречи с артистами филармонии;

¨организованы экскурсии в Национальный музей;

¨проводятсяспортивно-музыкальные праздники по теме«Буду я как дедушка родину защищать»;

¨ с воспитанниками старшего дошкольного возраста проведена викторина «Наша Родина – Россия»;

¨ организована автобусная экскурсия в парк Победы;

¨ совместно с родителями (законными представителями) воспитанников проведен праздник «Шежере»;

¨ к 68-летию Великой Победы организована концертная программа «Нам дороги эти позабыть нельзя»;

¨ организована встреча с ветеранами Великой Отечественной войны Темновой Л.В., Гульбе Т.Ф.;

¨ежегодно инструктором по физической культуре проводится спортивно-патриотическая игра «Зарничка».

Осуществляя комплексно-тематическое планирование отражены недели «Аксаковские дни», «Башкортостан – мой край родной», «Ими гордится республика», «Мой дом, мой город», «Дружат дети всей страны», «В мире доброты», «Наша Родина – Россия», «Наши защитники», «Я – человек», «На масляной неделе», «Народная культура и традиции», «Женский день», «Из истории космоса», «День Победы», «Неделя семьи, любви и верности».

На протяжении учебного года в группах старшего дошкольного возраста оформлены тематические выставки «Дважды Герой Советского Союза Мусса Гареев», «Поэт Башкортостана – Мустай Карим», «С.Т. Аксаков», «Детский писатель ХХ века – Самуил Яковлевич Маршак», «Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова», «Космический дилижанс», фотовыставка «Наши прадеды».

Оформлены выставки детских рисунков «Портрет моего папы», «Портрет любимой мамочки», «Виват, Победа!».

С целью совершенствования педагогических знаний проведены консультации, семинары, педагогические советы, деловая игра, мастер-класс.

Ежегодно осуществляется закрепление знаний педагогов детского сада по содержанию «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».

Оформлены проекты «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций», «Мой родной город Уфа».

Проблема. Приобщение воспитанников через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, развитие интереса и мотивации воспитанников к познанию мирабудет недостаточно эффективным без разработанной и утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования. Отсутствие реестра образовательной программы дошкольного образования делает невозможным оснащение образовательного процесса ДОУ комплектом методических пособий по образовательной области «Познавательное развитие». Дошкольное учреждение испытывает недостаточность средств на техническое оснащение помещений, ИКТ-техологий, которые с внедрением ФГОС необходимы для развития познавательной мотивации дошкольников.

Пути решения проблемы.

1. Необходим реестр образовательной программы дошкольного образования, благодаря чему дошкольное учреждение сможет приобрести комплекты методических пособий.

2. Оснащение ДОУ оргтехникой.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование правильной речи воспитанника является одной из основных задач дошкольного учреждения. Однако динамический анализ практической ситуации в ДОУ за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития воспитанников.

С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия со всеми участниками образовательного процесса. Цель едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития воспитанников.

Создание условий для полноценного развития речи дошкольников предусматривает:

· создание развивающей предметно-пространственной среды;

· целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием воспитанников во всех видах детской деятельности;

· повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

· изучение состояния устной речи воспитанников;

· участие родителей (законных представителей) в речевом воспитании детей.

С целью реализации работы по данному направлению систематически оказывается консультативная помощь воспитателям, проводятся педагогические советы, организован смотр-конкурс «Лучший центр познавательно-речевого развития», оформлена выставка методических находок.

В рамках «Школы молодого специалиста» изучено методическое пособие по комплексно-тематическому планированию «Наследие и быль, и сказка» Е. Соловьевой, Л. Царенко.

В течение учебного года с воспитанниками организованы литературные гостиные и вечера поэзии, посвященные творчеству различных поэтов; систематически проводится вечер чтецов, посвященный творчеству С.Я. Маршака, М.С. Карима, А.Л. Барто, К.И. Чуковскому. В апреле 2013 года организован день книги.

Однако необходима согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей (законных представителей), которая поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Проблема. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества воспитанников с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопеда и воспитателей дошкольного учреждения.

Пути решения проблемы. Организация платных образовательных услуг по логопедии.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ:создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого воспитанника и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

· обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

· создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-пространственной среды);

· организация образовательного процесса (работа с воспитанниками и родителями (законными представителями);

· координация работы с другими учреждениями и организациями.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:

· повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.

· повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.

Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: представление опыта педагогов на районных мероприятиях.

Педагоги совместно с детьми активно участвуют в Международных, Всероссийских, городских и районных конкурсах.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-пространственной среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, театральная комната. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-пространственная развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию являетсяорганизация образовательного процесса.

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

* организованная деятельность (НОД, экскурсии, встречи с артистами Госфилармонии и кукольного театра);

* развлечения, индивидуальная работа, игры);

* совместная деятельность педагогов и детей: показ спектаклей, встречи в музыкальных гостиных по темам «Прекрасная пора очей очарованья» (краски осени в музыке отечественных композиторов), «Остановись прекрасное мгновенье» (зима в мировой музыке); выставки рисунков и поделок и др.;

* вечер чтецов, посвященный творчеству детских поэтов;

* самостоятельная деятельность воспитанников, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Работа с воспитанниками ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:

· музыкальное воспитание,

· художественно-речевая деятельность,

· изобразительная деятельность,

· организация работы по театрализованной деятельности.

Раннему выявлению и разностороннему развитию художественных способностей помогает платная образовательная услуга в студии «Акварелька».

Сотрудничество с семьей строим по следующему направлению: вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями (законными представителями) и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников, использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

Проблема. Развитие интереса и мотивации детей к творчеству будет недостаточно эффективным без определения перечня методических пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Анализ психолого-педагогических условий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» показал, чтонедостаточно внимания уделяется знакомству воспитанников с декоративно-прикладным искусством.

Пути решения проблемы.

1. Необходим реестр программ и методического обеспечения к данным программам.

2. Включить в план работы коллектива на 2014-2015 учебный год задачу по формированию и развитию основ художественной культуры воспитанников через народное декоративно-прикладное искусство.

Анализ кадрового обеспечения

Детский сад укомплектован кадрами на 85%. Работу детского сада осуществляют: заведующий, старший воспитатель, заместитель заведующего по АХЧ, бухгалтера, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинская сестра, вспомогательный персонал.

Штатная численность работников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №214 составляет:

* всего – 67,68;

* в т.ч. педагогические работники – 27,125;

из них:

* штатные педагогические работники (без учета внешних) – 27,125;

* совместители – 0.

Образовательный ценз педагогических работников:

* лица без ученой степени, имеющие почетные звания – 2;

* лица с высшим специальным дошкольным образованием – 6;

* лица с высшим неспециальным образованием – 6;

* лица со средним профильным образованием – 6;

* лица со средним специальным образованием – 3;

* лица без профессионального образования – 2.

Из них:

имеют высшую квалификационную категорию – 6 педагогов;

имеют первую квалификационную категорию – 7 педагогов.

За годы существования ДОУ в коллективе сложилась традиция постоянного усовершенствования. Администрация учреждения дает сотрудникам четкое видение перспектив профессионального роста, предоставляет возможности повышения личной квалификации. Педагогический менеджмент обеспечивает возможность развития каждой личности, совмещения мотивационной ориентации руководителя и сотрудников, создающих условия для развития дошкольного учреждения.

Система повышения квалификации, переподготовки и роста профессионального мастерства педагогических кадров ДОУ основывается на нескольких составляющих:

* деятельность педагогов по самообразованию;

* наставничество, неформальный обмен достижениями;

* участие в районных, городских и республиканских методических мероприятиях;

* обеспечение научно-методическими материалами;

* совместное планирование, разработка, апробация инноваций;

* посещение курсов повышения квалификации;

* обучение в высших педагогических учебных заведениях.

Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Уровень квалификации педагогов постоянно повышается:

Учебный год Образование Категория
  высшее среднее специальное незаконченное среднее специальное высшая 1-я не имеют
начало 52% (12) 35% (8) 13% (3) 26% (6) 13% (3) 61% (14)
конец 52% (12) 39% (9) 9% (2) 26% (6) 31% (7) 43% (10)

Из данных таблицы видно, что процент педагогов имеющих высшую квалификационную категорию составляет – 26% (6 человек); первую – 31% (7 человек); не имеют категории 43% (14 человек).

Динамика профессионального роста педагогических кадров повысилась на 18%, однако увеличилось количество не аттестованных педагогов за счет притока молодых специалистов.

Состав педагогов по стажу работы:

Стаж Количество человек
0 – 5 лет  
5 – 10 лет  
10 – 15 лет  
15 – 20 лет  
20 – 25 лет  
более 25 лет  

Педагоги ДОУ обладают основными компетенциями в организации образовательных мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации образовательной программы дошкольного учреждения. Педагоги осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методически обеспечивают образовательный процесс, владеют информационно-коммуникационными технологиями и умеют применять их в образовательном процессе.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. Педагоги занимаются самообразованиемпо вопросу внедрения ФГОС в образовательную деятельность, ведут портфолио профессиональной деятельности.

Повышению профессиональных компетентностей способствует участие в конкурсном движении на муниципальном, городском республиканском и всероссийском уровнях.Так за последние 3 года 2 педагога ДОУ приняли участие в районном и городском конкурсе «Воспитатель года», из них один педагог стал финалистом городского конкурса «Воспитатель года столицы Башкортостан -2010».

Ежегодно педагоги и воспитанники детского сада активно участвуют в конкурсах детского творчества, педагогического мастерства, спортивных соревнованиях.

Таким образом, педагогический коллектив отличается компетентностью, профессионализмом и творческой направленностью.

Проблема. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в новых условиях от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности. В основе любой компетенции лежит знание нормативных основ.

Стандарт закладывает довольно серьёзную психологическую базу, нужна психологизация образования педагогов. Новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности требуют обновление системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного учреждения.

Пути решения данных проблем:

1. Изучение новых технологий в работе с воспитанниками посредством КПК.

2. Обновление и правильная организация предметно-пространственной среды в группах в соответствии с той программой, по которой будет работать дошкольное учреждение.

3. Выделение средств на развитие информационно-коммуникационных технологий в детском саду.

Анализ структуры управления ДОУ

Система управления строится в соответствии с Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации». Деятельность учреждения регламентируется Уставом, приказами и распоряжениями УО, следующими видами локальных актов:

* Коллективным договором;

* Положением о премировании;

* Положением о творческой группе;

* Положением о Педагогическом совете.

* Положение о Наблюдательном совете;

* Положение о внутреннем контроле;

* Положение о мониторинге;

* Положение о совете родителей;

* Положение о творческой группе педагогов;

* Положение об общем собрании работников;

* Положение об организации работы по ОТ и обеспечению безопасности образовательного процесса;

* Правила внутреннего распорядка участников образовательного процесса;

* должностными инструкциями;

* правилами охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

* приказами и распоряжениями заведующего учреждением;

Управление учреждением строится на принципах:

- гуманизации управления образованием на основе осуществления социальной защиты всех участников образования и создание им условий, благоприятных для развития и обучения.

- демократизация взаимодействий субъектов образования на основе партнерства, сотрудничества и возможности самообразования;

- научности управления образованием посредством применения достижений науки и техники;

- сочетания административного управления и самоуправления всех субъектов самообразования.

Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий. Управленческая деятельность реализуется на демократической основе, мониторинг всех видов деятельности проводится по разработанным критериям, схемам, с которыми ознакомлены все сотрудники ДОУ.

Органом для коллегиального решения вопросов связанных с развитием и совершенствованием образовательной работы с детьми и методической работы с педагогами является постоянно действующий Педагогический совет. В процессе управления принимают активно участие профсоюзное собрание, родительский комитет и Наблюдательный совет.

Управление дошкольным учреждением осуществляется на основе годового планирования. Источником планирования является детальное изучение процесса, выявление узких проблемных мест в деятельности учреждения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением высоких требований к профессиональной деятельности дошкольных педагогов и ограниченной родительской ответственности. Согласно п.6 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.Однако, как показывает практика, это далеко не так. Договор об образовании часто носит формальный характер. Некоторые родители данный нормативно-правовой документ просто игнорируют.

Кроме того отношения ДОУ с поставщиками также носят договорной характер. Правовое поле ДОУ юридически не защищено.

Проблема. Совершенствование системы дошкольного образования требует серьёзных изменений в системе управления детским садом.

Пути решения данной проблемы. Назрела необходимость введения штатной единицы юриста, который бы квалифицированно защищал интересы ДОУ.

Анализ материально-технического, финансового обеспечения и

предметно-пространственной среды

Для жизнеобеспечения и развития воспитанников, ведется систематическая работа по созданию предметно-пространственной среды.

Земельный участок детского сада делится на зону застройки, зону игровой деятельности, хозяйственную. Зона застройки включает основное двухэтажное здание, которое размещено в центре участка.Для каждой возрастной группы имеется участок для игр и прогулок, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. Участки озеленены, отведены места для сада, огорода, цветника; на территории ДОУ имеется уголок леса, фитоогород «Зеленая аптека». На территории дошкольного учреждения создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Нами детально обследована территория ДОУ и выделены наиболее интересные объекты, составлена карта – схема тропинки с нанесением всех объектов, оформлен паспорт тропы. Разработана серия экскурсий в природу по сезонам для детей старшего дошкольного возраста.

Зона игровой территории включает 10 прогулочных участков, одну оборудованную спортивную площадку. Игровые площадки в основном имеют песочницы, стационарное оборудование. В хозяйственной зоне располагается здание склада.

Здание детского сада типовое, благоустроенное, общей площадью1993,7 кв.м. соответствует санитарным нормам.

В детском саду имеются 10 групповых помещений, кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет педагога - психолога, физкультурный зал, музыкальный зал, театральная комната, мини-музей краеведения, комната психологической разгрузки, пищеблок, прачечная, медицинский кабинет, бухгалтерия, служебные помещения.

Все кабинеты оформлены. При создании предметно-пространственной среды педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными пособиями. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.

Организованная в ДОУ предметно-пространственная среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности,безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

При построении предметно-пространственной среды педагогами учитываются следующие принципы:

- Принцип уважения к потребностям, нуждам воспитанника;

- Принцип статичности – динамичности развивающей среды;

- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- Принцип детской активности, самостоятельности, творчества;

- Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- Принцип открытости-закрытости среды;

- Принцип учета половых и возрастных различий воспитанников.

Детский сад, являясь муниципальным учреждением, находится на бюджетном финансировании. Источником финансирования являются субсидии на выполнение муниципального задания и средства от приносящей доход деятельности (родительская плата). Недостаточность бюджетных средств определяет многие «болевые точки» учреждения: состояние коммуникаций и здания, старение технологического и спортивного оборудования на участках и спортивной площадке. Это вынуждает руководителя искать дополнительные источники финансирования. Основным источником дополнительного дохода является доход от оказания платных образовательных услуг.Ограниченные возможности городского бюджета и растущий уровень инфляции делают актуальным вопрос экономии денежных средств. Рациональное использование бюджетных средств достигается благодаря постоянному контролю за расходом тепло-, энерго- и водоресурсов, стоимостью питания, выполнением муниципального задания. Расход тепла, воды и электроэнергии соответствует норме. Стоимость питания не превышает контрольной цифры.

В течение анализируемых лет в дошкольном учреждении проведена частичная санитарная обрезка деревьев; ремонт хозяйственного блока и овощехранилища; ремонт кухни: побелка и покраска стен и потолков; ремонт медицинского блока: покраска, замена кафеля; проведена реконструкция выходов, произведена замена сантехники, электропроводки, ХВС, ГВС. Проведен ремонт в театральной комнате, в спортивном и музыкальном залах, частично заменены оконные блоки в группах, произведена реконструкция зимнего сада.

Требуется ремонт асфальтового покрытия, забора, замена кафеля в постирочной и пищеблоке, ремонт кабинетов специалистов, лестничного пролёта, кухни, изолятора, замена кровли, строительство 8 веранд, необходима замена канализационных труб, частичная замена оборудования на пищеблоке.

Материальная база по возможности постоянно обогащается и обновляется. Все базисные компоненты предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Для обеспечения образовательного процесса в детском саду имеется мебель, твердый и мягкий инвентарь, ТСО, методический материал и дидактические пособия, игры и игрушки. Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг заставляет организовывать деятельность дошкольного учреждения в режиме развития, что требуетобновленияоборудования образовательного процесса и совершенствования пространственной среды. Особенностью предметно-пространственной среды детского сада можно считать информационность, эстетичность,современность.Однакотребуется новое игровое оборудование для участков, спортивное оборудование на физкультурную площадку.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью в планомерном и целенаправленном развитии материально-технической обеспечения и отсутствием постоянных источников дополнительного финансирования.

Выделенное противоречие порождает проблему дальнейшего развития материально-технической обеспечения дошкольного учреждения.

Пути решения проблемы. Материально-техническая база дошкольного учреждения способна развиваться на основе активного привлечения внебюджетных средств через сотрудничество с родителями, предприятиями и фирмами района.

Информатизация образовательного процесса

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образовательное учреждение. Повышение компьютерной грамотности педагогов, детей, использование в образовательном процессе современных информационных технологий даст принципиально новые возможности качества образования.

Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Информационные технологии в процессе обучения являются средствами управленияпознавательной деятельностью дошкольника и представляют педагогу необходимую текстовую инаглядную информацию, дополняющей содержание образования.

Анализ за период 2009 - 2013 г.г. показал, что на начальном этапе информатизации ДОУ были решены следующие задачи:

*педагоги ознакомлены с инновационными программами и технологиями;

* улучшена материально-техническая база учреждения;

* накоплены электронные дидактические материалы по образовательным областям;

* средства ИКТ применяются для проведения педагогических советов, методических семинаров, НОД, родительских собраний, методических объединений.

Администрация детского сада приобретает технику по мере её востребованности участниками образовательного процесса, для этого используются не только бюджетные средства, но и средства спонсоров.

Создан сайт детского сада, цель которого: предоставление родителям (законным представителям) воспитанников полной аудиовизуальной информации о деятельности ДОУ, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) жизнью детского сада, их дистанционное консультирование, обмен опытом семейного воспитания, практическое использование представленных на сайте материалов в домашних играх с детьми.

В 2012 году МАДОУ детский сад №214 призер республиканского конкурса «Лучший образовательный сайт – 2012» в номинации «Сайт дошкольного образовательного учреждения». В 2014 году педагоги ДОУ приняли участие во Всероссийском конкурсе мультимедийных презентаций «Сочи – 2014».

На образовательном портале Maaam.ru. опубликованы методические разработки воспитателя Имаевой А.А. по теме «Будь здоров, малыш!», «Математический аукцион», воспитателя Муллагалеевой Г.М. «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города».

В настоящий момент коллектив ДОУ ставит перед собой цель: создание и развитие в детском саду единой образовательной информационной сферы обеспечивающей:

* повышение качества образовательного процесса;

* сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала;

* создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.

Задачи:

1. формирование информационно-коммуникационной компетентности участников образовательного процесса;

2. обновление содержания образования на основе внедрения компьютерных и

информационных технологий;

3. предоставление всем субъектам образовательныхотношений доступа к глобальным информационным ресурсам;

4. совершенствование материально-технической базы детского сада по внедрению информационно-коммуникационных технологий.

Программа развития детского сада направлена:

* на модернизацию информационно-технологической базы – закупка вычислительной техники, увеличивающая имеющийся ресурс, а также цифровых образовательных ресурсов и программного обеспечения, которые позволяют создать информационную среду обучения и эффективно реализовать образовательные услуги на более качественном уровне;

* на повышение квалификации и профессиональную подготовку педагогических и административных кадров.

Для достижения поставленных целей и задач, в качестве основных видов деятельности детским садом были определены следующие: апробация и внедрение методик организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, методик получения информации, методического сопровождения образовательного процесса, а также методики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Анализируя состояние информатизации в ДОУ, можно выделить следующие противоречия:
* между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением учреждения;

*между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса;

* между широким полем возможностей использования ИКТ для организации образовательного, управленческого процессов и уровнем информационной культуры педагогических кадров, эффективностью использования современных технологий.

Проблема. Считаем, что сегодня образовательные проекты, как и рабочее место воспитателя в детском саду, должны быть подкреплены наличием компьютерной техники и мультимедийными возможностями. Все исследователи данного вопроса говорят, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач.

Пути решения проблемы. Благодаря данным возможностям, будут осуществляться новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-­творческих способностей воспитанников. Современные компьютерные технологии позволят выразить себя шире, раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ. Кроме того необходимо введение в штатное расписание программиста.

Нормативно-правовое обеспечение

Мониторинг нормативно-правового обеспечения деятельности учреждения показал:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии:

С Международными документами

- Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изменениями и дополнениями).

- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.).

- Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.

С Федеральными документами

- Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями).

- Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

- Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-I от09.01.1996 г.

- Приказом от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования».

- Постановлением правительства Российской федерации «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 г. №706.

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от15.05.2013 г.

С региональными документами

- Конституцией Республики Башкортостан (Принят Государственным Собранием Республики Башкортостан 03.12.2002 г.).

- Законом Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».

- Законом «О государственных языках народов Республики Башкортостан» от 15 февраля 1999 года №216-з.

- Концепция национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан от 26 мая 2005 г. N 6

- Закон РБ «Об основных гарантиях прав ребенка в РБ» от 31.12.1999 г. № 44-з

С внутренними документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

- Уставом.

- Положением о Наблюдательном совете.

- Положением о бесплатных дополнительных образовательных услугах.

- Положение о внутреннем контроле

- Положением о комиссии по урегулированию споров.

- Положением о мониторинге.

- Положением о педсовете.

- Положением о медико-педагогическом совещании.

- Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

- Положением о совете родителей.

- Положением о творческой группе педагогов.

- Положение об общем собрании работников

- Положением об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

- Порядком и основанием перевода, отчисления и восстановления воспитанников.

- Порядком оформления, приостановления и прекращения отношений между МАДОУ детский сад № 214 и родителями (законными представителями).

- Правилами внутреннего распорядка участников образовательного процесса.

- Правилами приема воспитанников.

Деятельность учреждения регламентируется постановлениями, приказами и распоряжениями учредителя; локальными актами учреждения; приказами и распоряжениями руководителя ДОУ.

Перспективы развития: наличие нормативного, ресурсного обеспечения (наличие пакета методико-дидактических и диагностических материалов, подготовленность педагогических кадров, наличие соответствующей предметно-пространственной среды) обеспечивает возможности:

- функционирования в дошкольном образовательном учреждении новых форм дошкольного образования;

- расширения спектра дополнительных образовательных услуг заинтересованному населению.

Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения в 2014-2016 гг.:

1. Недостаточность спектра платных медицинских и образовательных услуг и новых форм дошкольного образования.

2. Недостаточная нормативно-правовая основа для перехода дошкольного учреждения в инновационный режим работы.

Пути решения проблемы. Создание системы нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения иопределить целостную концептуальную модель будущего дошкольного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: