Задания для самостоятельной работы. Практическая работа по Истории античности и подготовка к ней на первом курсе, несомненно, чрезвычайно трудны

Практическая работа по Истории античности и подготовка к ней на первом курсе, несомненно, чрезвычайно трудны. Дело в том, что в школе или в гимназии, или в лицее древность углубленно не изучается, а преподавание ее строится на знакомстве ученика с элементарными сведениями. И затем ее изучение вовсе прекращается в школе. Поэтому в высшей школе при важной роли преподавателя необходима серьезная роль самого студента. При ее должной организации возможен успех в непрерывном изучении закономерностей и особенностей развития древних цивилизаций.

Основной акцент при изучении древней истории следует сделать на источники, прежде всего - письменные. При их анализе следует обращать внимание на эпоху. Часто тексты дошли до нас от иного, более позднего времени. Это касается даже библейских текстов. Обращаясь к текстам древних авторов, необходимо иметь в виду исторический метод того или иного исследователя, его специфику, например, при изучении тем античной истории. Разумеется, студент работает с переводом древних текстов. Поэтому следует (по возможности) познакомиться с различными переводами и сравнить их по различным хрестоматийным изданиям и по приложениям к специальным работам отечественных и иностранных авторов.

Следует стремиться не к обработке максимального числа вопросов темы и всех рекомендуемых источников и литературы, но к углубленному изучению основных текстов, их частей, других источников, при этом улавливая их тенденцию, степень достоверности сообщаемых сведений, их своеобразие и специфику. Античные авторы, например, иногда повторяют друг друга.

Необходимо законспектировать основные положения рекомендуемой литературы, сравнив выводы и рассуждения по какому-либо вопросу нескольких исследователей. Следует при этом стремиться к тому, чтобы определить особенности этих выводов, а также что же именно привело ученого к таким выводам. Если какое-то положение особенно понравится, то непременно такой вывод необходимо аргументировать.

Ни в коей степени нельзя стремиться к переписыванию материала из источника или исследования современного ученого, даже делать это близко к тексту оригинала (как говорится, "своими словами"). Дословное повторение или изложение по тексту может иметь место только при цитировании или в пересказе в качестве своего положения, но обязательно со ссылкой на источник или автора. При разработке какого-либо положения необходимо руководствоваться поиском тех аспектов его изучения, которого в изученных работах или у древних авторов не имелось. Например, древние авторы или не анализировали вовсе, или делали это слабо, причин какого-нибудь события. Они не анализировали социальную структуру древних обществ и взаимодействие общественных структур и макроструктур с государством, характер влияния последнего на общество. Не могли, естественно, они привлечь и того материала, который известен им не был по тем или иным причинам. Это, кстати сказать, иногда забывается исследователями нашего времени. По этой причине необходимо проводить анализ всех указаний и данных, вначале - по отдельности, а затем давать их суммарную, общую характеристику и выводы.

В самом начале изучения темы, которая в последствии может вылиться в тему курсовой или дипломной работы, перед собой следует поставить проблему не очень широкую, но оригинальную. Существенную помощь при этом должна оказать рекомендуемая и в настоящем пособии, и содержащаяся в специальных работах, а также и самостоятельно обнаруженная в каталогах библиотек специальная литература, в том числе и прежних лет.

Вся предлагаемая тематика практических занятий объединена вокруг единой большой темы, "Общество и государство цивилизаций Древнего Мира". При этом предполагается изучение общественных, идеологических, политических институтов древности на всем протяжении ее развития в их взаимодействии. Наши занятия не повторяют тех, что имеют место в других исторических курсах, в том числе в курсе Истории религий. Это относится к тематике, посвященной мифологии, эпосу, истории литературы, истории культуры, истории философии, и даже - истории воспитания и образования.

2.3. Доклады и сообщения;

Главная задача семинарских занятий по профильным дисциплинам на I курсе исторического факультета - помощь студенту в освоении азбуки его будущего ремесла, то есть в овладении навыками самостоятельной творческой работы в избранной им области науки. Важнейшим средством решения этой задачи являет» подготовка студентом под руководством преподавателя конкретного научного исследования в форме доклада или курсовой работы и обсуждение его на семинарском занятии. Курсовая работа - это доработанный вариант доклада, за который студент получает не зачет, а оценку. Таким образом, между докладом и курсовой работой, а также между ними и каким - либо другим конкретным исследованием (статьей, монографией) нет принципиальной разницы. В любом случае автор обязан на основе критического анализа источника или комплекса источников с учетом доступной ему научной литературы по этой тематике дать самостоятельное грамотно оформленное решение конкретной проблемы и тем самым внести посильный вклад в развитие, как науки, так и своего собственного творческого потенциала.

Как правило, в семинаре I курса по истории древнего мира студентам чаще всего предлагают для докладов и курсовых работ темы по истории древней Греции и древнего Рима. В первую очередь это связано с тем, что подготовка обсуждение докладов и курсовых работ обычно приходится на второй семестр, посвященный истории античного мира. Кроме того, поскольку античная цивилизация с ее рационализмом и гуманизмом является основой и составной частью современной западной цивилизации, студентам легче разобраться в представлениях и институтах древних греков и римлян, чем древних египтян или вавилонян. Немаловажно также и то, что произведения греческих и римских писателей принадлежат к знакомым нам литературным жанрам и дошли до нас, как правило, в более или менее целом виде. Их тексты тщательно изучены филологами. Имеются стереотипные издания, добротные комментированные переводы, снабженные подробными индексами.

Обычно доклады и курсовые работы по истории древней Греции обсуждаются в марте-апреле, а по истории древнего Рима - в апреле-мае. Поскольку лекции по истории древней Греции читаются в феврале-марте, а по истории древнего Рима - в апреле-мае, студенты могут (и должны) использовать в своей работе над докладами также и лекционный материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: