1. В условиях становления новых образовательных систем и современных моделей начальной школы нужен учитель умеющий управлять процессом постоянного изменения ученика и восхождения его на более высокий уровень развития.
Анализ практики показывает, что действенной моделью обучения является исследовательская работа на уроках, но для этого необходимы 3 условия:
* мыслить рационально (уметь работать по схеме: анализ –синтез –вывод –следствие)
* действовать целесообразно (уметь оценивать проблемную ситуацию - строить цепь целей - действовать систематично)
* функционировать эффективно (сочетать первые 2 приёма, чтобы в результате получить наибольший эффект)
АЛГОРИТМ исследовательской деятельности младших школьников:
* **видим проблему,
***формулируем вопрос,
***даём чёткие определения понятиям,
***наблюдаем,
***проводим эксперимент,
***делаем выводы и умозаключения,
***доказываем,
***защищаем свои идеи.
Очень часто от младшего школьника можно услышать слова: «Не говорите. Я сам попробую догадаться. Не говорите. Я ещё подумаю ». Это очень значимо. Начинает развиваться любознательность, скрупулезность, аккуратность и исполнительность. А это одно из главных условий для исследовательской деятельности. Школьники чаще нас находят опечатки в учебниках, логические нестыковки, слышат оговорки в речи учителя, нестыковки в рисунках, заданиях. Это уже частичка исследования и это надо поощрять, нацеливая детей на продуктивную деятельность. По любым учебникам и по любым предметам можно вырастить исследователей.
|
|
Для формирования у детей основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики:
*развитие умения видеть проблему
*игра «Посмотри на мир чужими глазами» (продолжить незаконченный рассказ, представляя себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; мэром города; вороной, сидящей на ветке дерева и т.д.)
*продолжи рассказ, оценив ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника и т.д.)
*составь рассказ от имени другого персонажа (представить себя столом,
камешком, животным, облачком – один воображаемый день жизни)
*составление рассказа по его концовке
* сколько значений у предмета? (нетрадиционное использование карандаша, мела, коробки, и т.д.)
*тема одна – сюжетов много (нарисовать как можно больше сюжетов на тему «Лето» «город» «Лес» и т.д.
*развитие умения выдвигать гипотезы (предположения и исследовать их)