Крупнейшими представителями гуманистической психологии являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу. Главным источником развития личности они считают врожденные тенденции к самоактуализации, то есть к самосовершенствованию на основе реализации ннутреннего потенциала личности.
Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу связана с тем, что психолог выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:
«дефицытарные» потребности (физиологические и потребности в безопасности), которые прекращаются после их удовлетворения;
«ростовые» потребности (потребности в самоактуализации), которые, напротив, только усиливаются после их реализации.
По мнению психологов-гуманистов, в развитии личности доминируют рациональные процессы, а бессознательное возникает лишь временно, когда по каким-либо причинам блокируется процесс самоактуализации. Личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Человек — творец собственной личности.
|
|
24. Феноменологическая теория личности К. Р. Роджерса.
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:
• поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.
• люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.
• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.
Основные теоретические посылки теории К. Р. Роджерса:
• Самоактуализация. Идея о том, что человек обладает собственной, идущей изнутри активностью, стремлением к росту, прогрессу.
• «Я-концепция» –представление человека о самом себе.
• Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает неконгруентность (неаутентичность) – несоответствие, противоречие – между представлением о себе и актуальной ситуацией.
• Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».
Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:
• Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.
• Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».
• Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.
|
|
• Человек един и целостен.
• Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.
Этические принципы:
• в жизни человек несет ответственность за свои поступки;
• идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя;
• каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.
26. Диспозиционное направление в изучении личности: ф акторная модель личности Р. Кеттелла, иерархическая структура личности Г. Айзенка.
Согласно Р. Кеттеллу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.
По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.
Черты представляют собой гипотетические психические структуры, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в концепции Р. Кеттелла.
В исследовании структурных элементов личности Р. Кеттелл в значительной мере полагается на факторный анализ.
Принципы классификации черт (факторов) по принципу дихотомии:
• поверхностные черты – исходные черты;
• конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой;
• способность, темперамент – динамические черты;
• общие черты – уникальные черты.
Иерархическая структура личности Г. Айзенка.
Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически.
В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.
Основные типы личности определяются по параметрам:
• интроверсия (способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру)— экстраверсия (отношение или позиция, характеризующиеся концентрацией интереса к внешним объектам.);
• нейротизм (свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью) — стабильность;
• психотизм (Один из полюсов, характеризующийся тенденцией к уединению и отсутствием эмпатии.) — сила суперэго (один из экстремумов диапазона психотизм-сила суперэго, характеризующийся склонностью быть чувствительным и общительным, способным к сопереживанию и сочувствию).
Г. Айзенк индивидуальные различия тесно связывает с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма.