Слайд 1.
–
Понятие Фундаментального ядра содержания
общего образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования – это документ:
- являющийся основанием для разработки базисных образовательных (учебных) планов, программ, учебно-методических материалов и пособий;
- фиксирующий основополагающие элементы научного знаний методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия.
Слайд 2.
Назначение Фундаментального ядра содержания
общего образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования включает:
- ведущие идеи, теории, основные понятия, относящиеся к областям знаний, представленных в средней школе;
- ключевые задачи, обеспечивающие формирование универсальных видов учебных действий.
Фундаментальное ядро содержания общего образования задает ОБЪЕМ ЗНАНИЙ выпускника российской школы XXI столетия.
Слайд 3.
Предпосылки определения Фундаментального ядра
содержания общего образования
|
|
1. Общественно-политические предпосылки (определение современных общественных запросов и ожиданий в сфере образования, фиксация требований к образованию с точки зрения личности, семьи, общества и государства).
2. Научно-методические предпосылки (определение конкретного содержания общего образования).
Слайд 4.
Функции Фундаментального ядра
содержания общего
образования
1. Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
2. Обеспечение единства и доступности образования при различных стартовых возможностях.
3. Достижение социальной консолидации и согласия в условиях социального и культурного разнообразия нашего общества.
4. Формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать и сотрудничать.
Слайд 5.
Методологическая основа Фундаментального ядра
содержания общего образования
Принципы: фундаментальности и системности.
Две конкурирующие принципиальные позиции:
1. Сохранение исторически сложившейся системы образования, ориентированной на фундаментальность знаний (более высокий научный уровень содержания общего образования).
2. Переход на принятую в ряде стран мира систему обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.
Методологические идеи:
1. Переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности; при этом нужно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.
2. Противодействие явным и неявным попыткам обеднения содержания школьного образования и минимизации требований к уровню знаний учащихся.