Психология предпринимательства

Рост предпринимательской активности обычно характеризует оздоров­ление экономики и в особенности ее главного творческого начала — хозяйст­вующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпри­нимательства в народно-хозяйственном и общественно-политическом кон­тексте — одна из актуальных задач экономической психологии.

В соответствии с законодательством предпринимательство определя­ется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществ­ляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответст­венность и направленная на получение прибыли или личного дохода.

В Блоке 4 изучаются анализируются объективные психологические предпосылки развития предпринимательства.

В Блоке 5 изучаются субъективные факторы развития предпринима­тельства, а именно способствующие предпринимательской активности качества личности.

В Блоке 6 проводится сравнительный анализ психологических порт­ретов предпринимателя и менеджера.

БЛОК 4

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛ­КИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Цели

В этом блоке изучаются психологические условия развития пред­принимательства. Работа с блоком позволит:

* описать объективные и субъективные предпосылки развития предприн им ательства;

* рассмотреть проблемы этики и идеологии предпринимательства;

* применить концепцию Шмельдерса при объяснении отношения к предпринимателю, а также в контексте управления фирмой;

* сравнить "образ" и "автопортрет" предпринимателя.

Наиболее цельная концепция предпринимательства принадлежит ав­стрийскому экономисту Й.Шумпетеру[20]. Деятельность предпринимателя, по Й.Шумпетеру, заключается в осуществлении новых комбинаций, ос­новными видами которых являются: изготовление новых неизвестных потребителям благ; открытие новых способов производства и коммерче­ское использование уже существующих благ; освоение новых рынков сбыта и новых источников сырья; изменение структуры отрасли, напри­мер, создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии.

Если Й.Шумпетер описывает деятельность предпринимателя с пози­ций "предложения", то представитель новой австрийской школы экономики И.Кирцнер делает это, отталкиваясь от "спроса": предприниматель, обла­дающий повышенной чуткостью к возможностям извлечения прибыли, за­ранее предвосхищает различные рыночные несовершенства (наличие не­удовлетворенных потребностей), которые позволяют ему заработать на спекулятивных сделках[21]. Оба подхода дополняют друг друга, указывая на роль предпринимателя в обществе и специфику его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: