Фонетика. Очевидна особая значимость звукоподражательных и звукосимволических слов

Очевидна особая значимость звукоподражательных и звукосимволических слов:

а) звукоподражательные: курий крик, крр-кр, растрещался трещеткой, колотится, картавенький, подчирикнул, подпрыгнул, ударили в бубны, дрожащего, кипят и пучатся бубуны, прищемят, раскрошат, курьим криком, говорят, криком. Обилие этой лексики указывает на то, что мальчик оглушен страшными звуками, издаваемыми миром и куклой; они пугают его, что подчеркивает и семантика выделенных лексем;

б) звукосимволические: каверзник, грудогорбая, финтифлюшка-петрушка, шустростях, юростях, руке-раскоряке, тарантулов, ураганы и пр., которые поддерживают звуковой ряд текста, создавая дополнительный “страшный” шум. В этих словах актуализированы низкочастотные звуки русского языка, которые воспринимаются как «плохие, страшные, неприятные» (ш, х, ф, з), а также вибрант (р).

На уровне звуковых повторов можно отметить паронимическую аттракцию. На уровне текста намеренное сближение слов сходного звукового состава связано с образом Петрушки и звуками, который он издает (птр, е, у, кр, гр):

[1] кур ий кр и к, крр-кр, к ав ер зни к, рас тре щался, тре що т кой;

[2] гру до г о р бая, пе с тр ая, петру шка, ре д к ос т ях, ш у с тр ос т ях, юр ос т ях, вос тре ньким, м ерт веньким, руке - р ас к о р я ке, пр о ку;

[3] крр-крр-кр;

[4] с тр огос т ью, р ассма тр ива ю в ред оносное, вос тр о е, пе с тр о е, дози р а ютт а р ан ту лов, о пр о к ин ут ой;

[5] кррр-крр-кр, р аз ре за етк а рт ав е нь к ий, п одчи р и к нул, п од пр ы г н у л, у да р или;

[6] д р ожащ ег о, п о кр ы т ого см ерт ной ис п а р иной, пр одолжа ют;

[7] милос ер дия, кр овавы е, ур а г аны и с т а р ы ет а р ы е я р ос т и, пр ищ е мя т, р ас кр оша т, зав ерт я т, за крут я т, зажа р я т, сб р ося т, пр о п ас т и, к а р б у н к улов;

[8] кр овавы е, с кур ьим кр и к ом Петру ш ек, к о т о р о г о вд руг, т а ре лочкой, гово р я т, кр и к ом.

На уровне предложения также происходит намеренное сближение слов сходного звукового состава: крр-крк аве р зни к; рас трещ ался трещ еткой; вред оносное- в ос тр о е -пес тр о е; ра з ре за ет к арт ав е ньким; стар ые яр о ст и и др.

То же – аллитерация и ассонансы.

Очевидна рифма внутри прозаического текста (редкостях-едкостях, шустростях-юростях; вострое-пестрое), которая также акцентирует негативный образ Петрушки.

Таким образом, фонетические средства служат для отражения слуховых впечатлений; передачи энергичных, порывистых, резких действий; отражения ощущений и чувств субъекта, выделения смысловых доминант текста, а также для определения смысловой близости, однородности описываемых предметов (Петрушка – курий крик, тарантулов, карбункулов, кровавые кумачи, ураганы, крик и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: