И понятно, почему реализм, отказавшийся от многих романтических затей, прочно усвоил и продолжал развивать в своей практике прием переноса.
Общие законы строфики
Перейдем к вопросу группировки стихов, к тому, как стихи соединяются между собой. Этот раз стихосложения обычно называют строфикой, потому что основная проблема здесь — это проблема построения строфы.
Прежде чем перейти к построению строфы, следует обратить внимание на следующее. После того как Ломоносов разрушил прежний обычай — писать стихи только с женскими •окончаниями, и ввел стихи двух окончаний — мужских и женских, был введен в практику закон так называемого чередования стихов, где мы имеем дело с соединением мужских стихов с женскими стихами, причем соединение это происходит по определенным. правилам. Это так называемые правила чередования. В чем заключаются эти правила?
Первое правило: если подряд два стиха имеют одного рода окончания, например — два мужских стиха подряд или два женских стиха подряд, то они обязательно должны между собой рифмовать.
|
|
Второе правило: если два рифмующих отделены друг: от друга несколькими другими стихами, с ними не рифмующими, то все эти стихи, которые находятся между двумя рифмующими, должны рифмовать между собой.
Правила эти могут быть показаны схематически, а потом— на примерах. Рифмы будем обозначать буквами латинского алфавита в их обычном порядке. Каждые два стиха, рифмующих между собой, мы будем обозначать одной и той же буквой латинского алфавита; при этом для удобства женские рифмы; будем обозначать большими буквами, а мужские рифмы — малыми буквами. Предположим, мы имеем стих А, т. е. стих, имеющий женское окончание. Если за ним идет женский стих, то он, согласно первому правилу чередования, должен быть обязательно той же рифмы, т. е. тоже А. Запрещается такая последовательность, чтобы за стихом А следовал тоже женский стих, но на какую-то другую рифму. Например, последовательность АВ не допускается.
Если между стихами А и А имеются другие стихи, то мы определенно можем сказать, что это должны быть стихи мужского окончания, причем рифмующие между собой. Схема такая: АbbА. Если бы первый стих был мужского ошнчания, то схема получилась бы такая: аВВа. Схема АbСbА — была бы нарушением правила; такая схема запрещена. Как понимать: запрещение? Ясно, что здесь речь идет только о некой общепринятой норме. Это не значит, что в отдельных случаях поэты не отступают от принятых правил, но отступления эти всё же являются редкими.
Например, сплошь и рядом бывает, что стихи пишутся на один род окончаний, например у Жуковского:
|
|
До рассвета поднявшись коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон;
И без отдыха гнал меж утесов и скал,
Он коня, торопясь в Бротерстон.
(«Замок Смальгольм, или Иванов вечер», 1822).
Здесь все стихи мужского окончания; значит, все рифмы будут обозначены малыми буквами. Если первый стих обозначим а, то второй, с ним не рифмующий, b; затем снова а, и снова b. Получается схема: abab. Что же мы видим? Подряд идут два стиха мужского окончания, но между собой они не рифмуют. Следовательно, норма уже нарушена, и мы имеем стихи не обычные, а особого рода, стихи своеобразные, оригинальные.
Рассмотрим стихи следующего наброска Пушкина:
Страшно и скучно.
Здесь новоселье,
Путь и ночлег.
Тесно и душно.
В диком ущелье —
Тучи да снег.
(«Страшно и скучно...», 1829).
Первый стих — женская рифма, значит — А. Второй стих — тоже женская рифма, но уже не А, а В, потому что они не рифмуют. Третий стих — мужская рифма, но ни а, ни b, а с. Следующий стих—А, затем В, и, наконец, с. В формуле АВсАВс нарушены оба правила. Во-первых, два женских стиха подряд и, однако, они не рифмуют между собой. Кроме того, если взять пару рифмующих между собой стихов АА, то между ними есть два стиха, которые между собой не рифмуют. Точно так же между ВВ располагаются тоже два стиха, между собой не рифмующих — сА.
Как видите, отступления бывают, никакого запрета на отступления нет, но тем не менее эти два правила чередования являются нормой, потому что по этим правилам составлено наибольшее количество русских стихотворений.
Рассмотрим стихи из «Руслана и Людмилы» (1820):
На склоне темных берегов а
Какой-то речки безымянной, В
В прохладном сумраке лесов, а
Стоял поникшей хаты кров, а
Густыми соснами венчанный. В
В теченье медленном река с
Вблизи плетень из тростника с
Волною сонной омывала D
И вкруг иего едва журчала D
При легком шуме ветерка... с
В этой формуле — aBaaBccDDc — все правила соблюдены; это — норма. После а идет не рифмующий с ним стих; значит, он должен быть женского окончания; затем идет опять стих, не рифмующий с предыдущим, и он поэтому должен быть мужского окончания. Стихи между ВВ рифмуют между собой. После В идет стих, с ним не рифмующий, — с, потом идет опять мужское окончание, и эти два мужских стиха рифмуют между собой. Дальше идут два рифмующих стиха женского окончания, а за ними возвращается рифма с. Между сс имеются два стиха, рифмующих между собой.
Вот каковы правила, которых, вообще говоря, придерживались, изредка от них отступая. Но отступления всегда были чем- то особенным, чем-то оригинальным. О норме говорится лишь в том смысле, что она отделяет типический ход от необычного, оригинального, построенного на особых правилах.
Обратимся к вопросу о том, как соединяются между собой стихи в общем случае, как применять эти правила?
Нормальной группой стихов является четверостишие. Можно строить стихи и на двустишиях, но это сравнительно редкий случай. Если стихотворение построено на двустишиях,т. е., если единицей является два стиха, то ясно, что они между собой рифмуют. Так, по типу двустиший построены александрийские стихи в большинстве случаев, так строились трагедии, так строились поэмы. Писались два стиха мужских, два женских и т. д. Иной раз несколько тысяч стихов так рифмовались («Россиада» от начала до конца построена на двустишиях). Но для лирики более характерны четверостишия, а не двустишия.
Какие же имеются способы соединения четверостиший?
Самое простое — это перекрестная рифма, которая строится по типу АbАb, или аВаВ, т. е., либо начинается с женского окончания и кончается мужским, либо начинается с мужского и кончается женским. Вот пример на первый случай:
Прощай, свободная стихия! А
В последний раз передо мной b
|
|
Ты катишь волны голубые А
И блещешь гордою красой. b
(Пушкин, «К морю», 1824).
А вот обратный ход — аВаВ у Жуковского («Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне», 1814):
На кровле вран печально прокричал... а
Старушка слышит и бледнеет! В
Ужасну весть ей черный вран сказал... а
Над ней час смерти тяготеет. В
Спрашивается: какой случай является более нормальным? Здесь уже определенной нормы нет, пишут и так, и этак. Но
чаще — первый случай, т. е. когда четверостишие кончается мужским стихом. Дело в том, что мужское окончание всегда производит впечатление большего завершения, чем женское окончание. Эта структура (АbАb) гораздо четче, и поэтому поэты чаще ею пользуются. Баллада Жуковского, вероятно, сознательно построена на неопределенном, протянутом окончании.
Рифмовка, подобная той, которую употребил Жуковский, может соединять не только женские и мужские рифмы, но и другие, например — дактилические. Обычно дактилические рифмы соединяются с мужскими, как бы замещают собой женские рифмы. Например, у Жуковского:
Отымает наши радости
Без замены хладный свет;
Вдохновенье пылкой младости
Гаснет с чувством жертвой лет.
(Песня, 1820).
Это — тот же нормальный тип рифмовки: АbАb с мужским окончанием.
А вот другой тип: рифмы охватные или опоясывающие. Здесь формула—аВВа, первый стих рифмует с четвертым, два средних стиха рифмуют между собой, либо соответственно: АbbА, в зависимости от того, начинается ли четверостишие с женского или мужского стиха. С какого рода окончания начинается четверостишие, тем же и кончается.
Вот пример первого типа охватных рифм:
Прекрасно. Вот же вам совет: а
Внемлите истине полезной: В
Наш век — торгаш; в сей век железный В
Без денег и свободы нет. а
(Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824).
Или обратный ход рифмовки:
Если жизнь тебя обманет, А
Не печалься, не сердись! b
В день уныния смирись; b
День веселья, верь, настанет. А
(Пушкин «Если жизнь тебя обманет», 1825).
В первом случае строфа начинается с мужского стиха и кончается мужским. Во втором случае начинается с женского стиха и кончается женским стихом.
|
|
Наконец, третий вид четверостишия — это рифмы парные или смежные. Формула такая: ААbb, либо обратно: ааВВ. Например:
Тебе певцу, тебе герою! А
Не удалось мне за тобою А
При громе пушечном, в огне b
Скакать на бешеном коне. b
(Пушкин, «Д. В. Давыдову», 1836).
Здесь два стиха первых рифмуют и два стиха последующих рифмуют.
Это — все возможные сочетания в пределах четырех стихов, других сочетаний быть не может. Четверостишия, если в них две рифмы, могут быть только такие. Правда, можно вообразить себе еще и такую комбинацию, где все четыре стиха рифмуют между собой. Но это уже редкость.
Пятистишия, соответственно, тоже могут быть представлены в разных комбинациях. Их, конечно, больше, чем в четырех стихах. Но перечислять эти комбинации не стоит. Приведу образец одного пятистишия, которое довольно часто встречается: АbААb. Это — производное от перекрестного четверостишия АbАb с раздвоением стиха:
Пятнадцать лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня?
Как он вперед меня подвинет!
Но и теперь никто не кинет
С презреньем взгляда на меня.
(Пушкин, «Паж, или пятнадцатый год», 1830).
Из обычных соединений небольшого количества стихов укажу еще шестистишие. Шестистишие обыкновенно строится так: ААbССb, т. е. строится на трех рифмах: А, b и С, при этом оно имеет тенденцию распасться на две группы: два стиха — на одну рифму и заключительный стих, и два стиха — на другую рифму и заключительный стих, а заключительные стихи рифмуют между собой. Например:
Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга.
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда?
(Пушкин, «Рифма — звучная подруга», 1828).
Это — самые обычные соединения стихов, с которыми приходится встречаться довольно часто. Теперь обратимся к вопросу о том, как пользуется поэт подобными соединениями и бесконечным количеством других?
Мы имеем два типа рифмовки. Один тип — вольной рифмовки. К этому типу принадлежат, например, пушкинские поэмы: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгану», «Медный всадник». Это — всё поэмы вольной рифмовки, где никакой периодичности в чередовании рифм нет. Соблюдаются два правила чередования стихов, и больше ничего. В остальном поэт совершенно свободен.
Но чаще, особенно, в лирике, мы встречаемся с так называемым строфическим построением, т. е. с таким построением, где
всё время возвращается определенная формула чередования рифм.
Такие замкнутые циклы, в пределах которых исчерпываются формы соединения стихов, и называются строфами.
Элементарная строфа составляет два стиха. Может составлять и четверостишие. В принципе строфа может быть из любого количества стихов. Конечно, очень длинной строфа не должна быть, потому что нужно построить стихотворение так, чтобы ухо улавливало повторяемость. Если вы построите строфу из 100 стихов, то в 101-м стихе никто не догадается увидеть начало новой строфы. Есть практические пределы строфы. В русском стихосложении этот предел около 14 стихов.
14 стихов — это формула «Евгения Онегина».
Как же строятся эти циклы? Каковы признаки единства строфы?
Признаком единства строфы является, во-первых, определенная формула рифмовки. Например, если это — четверостишие, то все четверостишия строятся по определенному плану. Второе четверостишие повторяет рифмовку первого, третье четверостишие повторяет рифмовку второго и т. д., т. е. одна и та же формула рифмовки справедлива для всех четверостиший. Так, стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный» распадается на четверостишия, и каждое четверостишие зарифмовано по типу АbАb.
Первое четверостишие:
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Второе четверостишие:
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
Третье четверостишие:
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа..
Это — формула АbАb, она повторяется во всех четверостишиях от начала до конца.
Иногда строфы строят из разномерных стихов, которые тоже располагаются в определенном порядке, и эта разномер-
ность переходит из строфы в строфу. Возьмем такие стихи Жуковского:
Славянка тихая, сколь ток приятен твой,
Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полурасцветшия природы.
Спешу к твоим брегам... свод неба тих и чист;
При свете солнечном прохлада повевает;
Последний запах свой осыпавшийся лист
С осенней свежестью сливает.
(«Славянка», 1815).
Как построены эти два четверостишия? Первый стих («Славянка тихая...»)—шестистопный ямб; второй стих («Когда, в осенний день...») — тоже шестистопный ямб; третий стих («Холмы, одетые последнею красой») — шестистопный ямб, а четвертый стих («Полурасцветшая природа») — четырехстопный ямб. Значит, к трем стихам, написанным шестистопным ямбом, присоединяется один стих — четырехстопный ямб, с аВаВ, т. е. обыкновенной перекрестной рифмовкой, кончающейся женским стихом. И так построены все строфы.
Возьмем вторую строфу: первый стих («Спешу к твоим брегам...») — шестистопный ямб, мужское окончание; второй стих («При свете...») — шестистопный ямб, женское окончание; третий стих («Последний запах...») — шестистопный ямб, мужское окончание, и, наконец, четвертый стих («С осенней свежестью сливает») —четырехстопный ямб, женское окончание.
Значит, строфу можно строить, соединяя разномерные стихи, но расположенные по определенному закону, повторяющемуся от строфы к строфе.
Нужно учитывать еще третий момент, а именно, что строфа имеет некоторый законченный синтаксический, тематический характер.
Следует обратить внимание на то, что более глубокая пауза, более сильная остановка в стихотворении — всегда в конце четверостишия:
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Как располагаются знаки препинания в конце первых четырех стихов?
После первого стиха запятая, после второго — запятая, после третьего — запятая, после четвертого — точка. Следующая строфа: после первого стиха — запятая, после второго—запятай. после третьего — никакого знака, после четвертого — точка.
Посмотрим дальше, куда попадает точка? После двенадцатого стиха, после шестнадцатого, после двадцатого, после два-
дцать четвертого, двадцать восьмого, тридцать второго, после тридцать шестого — запятая, а дальше опять: после сорокового — точка, после сорок четвертого — точка и т. д., т. е. мы видим, что в большинстве случаев четверостишие отделено от соседних стихов точкой, иначе говоря — более или менее глубокой синтаксической паузой. Здесь кончается синтаксическое целое, а следовательно, и тематическое целое. Каждое предложение заключает в себе какую-то более или менее самостоятельную мысль, т. е. каждое четверостишие— на свою тему, хотя эти темы вяжутся одна с другой.
Значит, есть еще один признак строфы. Строфа объединяется в нечто синтаксически целое. Бывают такие случаи, что, если разбирать стихотворение только с точки зрения рифмы и с точки зрения соединения стихов по размеру, можно было бы разрезать стихотворение на четверостишия и этим ограничиться; на самом же деле, по синтаксическим признакам стихотворение делится на более крупные единицы. Рассмотрим стихи из стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Вот его структура:
На поле бранном тишина;
Огня между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! руку в руку!
Запьем вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
Кто любит видеть в чашах дно,
Тот бодро ищет боя...
О, всемогущее вино,
Веселие героя!
Если разбирать эти стихи с точки зрения рифмовки и с точки зрения последовательности размеров, то увидим, что четверостишие идет за четверостишием (кстати, здесь они довольно самостоятельны и синтаксически, в отличие от дальнейшего построения стихотворения):
На поле бранном тишина — четырехстопный ямб;
Огни между шатрами —трехстопный ямб;
Друзья, здесь светит нам луна — четырехстопный ямб;
Здесь кров небес над нами — трехстопный ямб.
Во второй строфе — то же самое: 4, 3, 4, 3 и т. д. А рифмы такие: аВаВ, cDcD и т. д.
Можно было бы думать, что это — четверостишия. Но структура всего стихотворения в целом показывает, что Жуковский соединил воедино три четверостишия и его строфа насчитывает 12 стихов. Он эти стихи соединил в единую тему, т. е. период составляет не 4, а 12 стихов. Так можно, соединяя по два четверо-
стишия, получать строфу в 8 стихов и т. д. Синтаксическая цельность является одним из моментов, определяющих объем строфы.
Итак, при определении строфы надо учитывать: синтаксическую цельность, порядок рифмовки, а в случае разномерных стихов, и последовательность этих размеров. Равномерность бывает иной раз очень прихотливой, вплоть до того, что рифмуются стихи разных размеров. Например, пушкинские стихи:
Внимает он привычным ухом
Свист;
Марает он единым духом
Лист...
(«История стихотворца», 1817—1818).
И второе четверостишие построено так же.
«Марает он единым духом» — четырехстопный ямб. А что такое «Лист»? Можно ли весь стих рассматривать как ямбический стих? Нельзя, потому что ямбический стих начинается с неударного слога. Это — односложное слово и его нельзя даже определить. Поставим просто 1. Как это рифмует? — АbАb. Даже стихи разных размеров, если они правильно расположены, могут составить строфу. Или, возьмем строки шуточной песни:
А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули — бог их прости! —
От пятидесяти
На сто.
(Пушкин, «А в ненастные дни», 1828).
«А в ненастные дни» — двухстопный анапест; «Собирались они» тоже двухстопный анапест. А «Часто»? Можно назвать его анапестом? Нет, потому что в анапесте два неударных слога перед ударным. А, может быть, назвать это одностопным хореем? Или одностопным дактилем женского окончания? В общем, тут что-то неизвестное, — ставим «X». Значит, мы имеем «X», состоящий из двухсложного слова «часто». Дальше опять — двухстопный анапест, двухстопный анапест и «X».
А рифмовка здесь следующая: ааВ, ссВ, т. е. типичное шестистишие, но построенное на разных размерах.
Так что не только разностопность допускается при построении строфы, но иной раз даже разномерность, т. е. можно соединять стихи разных размеров, если они будут идти в определенной последовательности, если каждый размер будет иметь свое место в строфе. Таким способом создаются очень разнообразные строфы. Эти строфы строятся иногда с соблюдением правил чередования, иногда — без соблюдения этих правил.
Обратим внимание на балладу Жуковского «Эолова арфа» (1814). Она оригинально построена, потому что нарушает обыч-
ную последовательность длинных и коротких стихов. В строфе «Эоловой арфы» 8 стихов:
Владыка Морвены,
Жил в дедовском замке могучий Ордал;
Над озером стены
Зубчатые замок с холма возвышал;
Прибрежны дубравы
Склонялись к водам,
И стлался кудрявый
Кустарник по злачным окрестным холмам.
Здесь — все амфибрахии, так что будем ставить только число стоп; 2, 4, 2, 4, 2, 2, 2, 4. Получилось довольно прихотливое соединение: два четверостишия, рифма самая обыкновенная: АbАb CdCd, т. е. два перекрёстных четверостишия, но с оригинальной последовательностью числа стоп.
Вот следующая строфа:
Спокойствие сеней
Дубравных там часто лай псов нарушал;
Рогатых оленей
И вепрей и ланей могучий Ордал
С отважными псами
Гонял по холмам;
И долы с холмами,
Шумя, отвечали зовущнм рогам.
Здесь совершенно точно повторяется схема первой строфы: 2, 4, 2, 4, 2, 2, 2, 4. Рифма: AbAbCdCd.
В балладах Жуковского имеются довольно разнообразнее строфы, где соединяются стихи разных размеров, и сложная рифмовка.
Довольно хитрая строфа получилась у Минаева, который в стихах изложил известную сказку Андерсена «Королевское платье»:
На белом свете жил да был
Один король когда-то.
В дела он царства не входил,
Но наряжаться так любил Роскошно и богато,
Что в день раз двадцать пять
Привык костюм менять.
О нем не толковали;
«Король стал заниматься»,
А прямо объясняли;
«Изволит одеваться».
(Строфа I).
Это — ямбы со следующим числом стоп: 4, 3, 4, 4, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3. В строфе 11 стихов и рифма — аВааВ, т. е. типичное пятистишие. Дальше: ccDEDE. Последние четыре стиха нарушают первое правило чередования, т. е. все стихи на один род окончания — все женские.
Вторая строфа повторяет ту же самую схему:
Раз в городе пронесся слух,
Прошел и в царской свите —
(Ведь к разным сплетням кто же глух?)
О въезде в город чудных двух
Ткачей, и что ткачи те
Скорей, чем в пять минут,
Такие ткани ткут,
Что от начала света
Подобных не бывало,
Но только платье это
Секрет один скрывало.
По этой схеме построены все 11 стихов. Так продолжается и дальше. Во всей сказке 12 подобного рода одиннадцатистишных строф.
Итак, можно изобретать самые различные строфы при помощи применения разных правил, иногда точно соблюдая норму, иногда от нее отклоняясь в той или иной степени, но комбинируя стихи по определенному закону.
Из всех этих строф можно было бы составить целую номенклатуру. Но мы не будем заниматься перечислением всевозможных строф. Однако некоторые строфы надо запомнить, именно те строфы, которые встречаются в русском стихосложении более или менее часто.
Одическая строфа
Одной из первых строф, получивших большую популярность в русской поэзии, явилась одическая строфа. Русская одическая строфа состоит из десяти стихов. Она была принята не только в России. Она изобретена на пороге XVI—XVII вв. во Франции и затем перешла в Германию. Этой строфой писались оды, и в такой форме она перешла и в оды Ломоносова — сначала переводные, потом оригинальные. Пожалуй, нигде эта строфа не пользовалась таким успехом, как в России.
Одическая строфа обыкновенно пишется четырехстопным ямбом, хотя возможен и четырехстопный хорей. Классическая десятистрочная одическая строфа строится таким образом: перекрестное четверостишие (АbАb) + шестистишие (CCdEEd), т. е. самое типичное четверостишие + самое типичное шестистишие. Такой строфой написана большая часть од Ломоносова, Сумарокова и позднейших поэтов, вплоть до поэтов XIX в.
В начале XIX в. вместе с падением оды падает и эта строфа. Она характерна для русского XVIII века. Возьмем какую-нибудь строфу, например из оды Сумарокова «Павлу Петровичу, наследнику престола в день его тезоименитства июня 29 числа 1771 года»:
Взойди, багряная Аврора,
Спокойно в тихи небеса!
В лугах цветы рассыпли, Флора,
Цветами украси леса!