Диагностика разрешения конфликта.
При диагностике разрешения конфликта главная задача состоит в определении основных причин и составляющих. Это подготовительный этап к разработке тактики работы с конфликтом. Составляющие конфликта, которые необходимо выяснить - это:
· истоки (предпосылки возникновения, причины поводы и т.п.);
· биография (характеристики предконфликтной и конфликтной ситуаций, инцидент, основные имевшие место события);
· участники (стороны, заинтересованные лица, подстрекатели, организаторы и др.);
· позиции и отношения сторон, их взаимодействие;
· исходное отношение участников к конфликту.
Успех в разрешении конфликта во многом зависит от таких факторов как желание сторон его разрешить, эмоциональной обстановки, пересечения интересов и общей ситуации в организации. Так конфликт может быть неразрешимым, трудноразрешимым и успешно разрешимым. К какой именно их этих категорий относится возникший конфликт, можно определить с помощью диагностической модели, предложенной Н.В. Гришиной1.
|
|
Таблица 3.
Диагностическая модель конфликта.
Показатели | Трудно разрешимый конфликт | Конфликт, легкий для разрешения |
1. Предмет спора | Вопрос принципа | Отдельные разногласия |
2. Возможные потери по завершении | Большие | Малые |
3.Взаимозависимость выигрыша сторон | Сумма выигрышей и проигрышей сторон равна нулю | Сумма выигрышей превышает сумму проигрышей |
4. Характер взаимодействия | Одиночные транзакции | Перспективы продолжения отношений |
5. Структура сторон | Аморфная, со слабо выраженным лидером | Связанная с сильным лидером |
6. Вовлеченность третьей стороны | Нет | Есть вызывающий доверие посредник |
7.Воспринимаемый прогресс конфликта (при разрешении) | Несбалансированность: одна сторона чувствует нанесение большого ущерба | Равный ущерб, причиненный сторонами друг другу |