Дорнование

Сущность метода заключается в поступательном скольжении дорна по охватывающей его поверхности. Применяют только для обработки отверстий из материалов твёрдостью до НRC 40.

Классификация видов дорнования:

1. По деформируемому объёму:

а) поверхностное, б) объёмное.

2. По расположению обрабатывемой детали:

а) свободное дорнование; б) в обоймах.

3. По способу закрепления детали:

а) по схеме сжатия; б) растяжения.

4. По назначению:

а)сглаживающее; б) калибрующее.

5. По конструкции зубьев дорна:

а) дорны качения; б) скольжения.

6. По числу зубьев инструмента:

а) однозубые; б) многозубые.

7. По форме рабочего профиля зуба дорна:

а) конусообразный с ленточкой; б) конусообразный без ленточки;

в) сферический; г) криволинейный; д) с двойным конусом.

Дорнование характеризуется следующими параметрами:

натяг: i=Дд-До,

где Дд – диаметр дорна, мм; До – диаметр отверстия, мм.

относительный натяг: .

Оптимальная величина натяга составляет i = 0,16-0,36мм, в зависимости от диаметра отверстия.

- осевая сила деформации Р определяется возможностями оборудования и составляет от 10000 до 130000 Н.

- скорость дорнования для сталей – 8-15 м/мин., для цветных металлов и сплавов – 15-25 м/мин., для высокопрочных и вязких материалов – 5-7 м/мин.

- геометрические параметры дорна: наиболее часто применяется конусоидальная заборная и обратная поверхность с калибрующей ленточкой между ними. Угол заборного конуса для средне- и высокоуглеродистых сталей 4-5° градусов, для малоуглеродистых - 3,5-4° градуса, для высокоуглеродистых прочных материалов – 2-4° градуса.

Ширину ленточки определяют по эмпирической формуле:

.

Обычно В принимают 1-3 мм.

Многозубые дорны внешне похожи на протяжку. Содержат направляющую и деформирующую части. С помощью дорнов можно обрабатывать фасонные и шлицевые отверстия.

Дорнование реализуется либо на протяжных станках, либо на прессах. Большое значение при дорновании имеет смазка, т.к. длина контакта является значительной, а значит и велики силы трения скольжения. При обработке прочных сталей с небольшими натягами применяют сурепное, касторовое, льняное масла. Для мало- и среднеуглеродистых сталей– индустриальные масла. Для высокопрочных сталей и сплавов – индустриальные масла с графитовыми наполнителями. Алюминиевые сплавы – с применением мыльной воды, медные – с применением минеральных масел и имульсий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: