Газораспределительный механизм (ГРМ) предназначен для своевременного открытия клапанов, впуска в цилиндры свежего заряда горючей смеси и выпуска отработавших газов.
Основные детали ГРМ:
1. распредвал
2. клапана
3. клапанные пружины
4. упорные тарелки
5. сухари
6. коромысла
7. штанги
8. маслоотражательные колпачки
Распределительный вал предназначен для своевременного открытия и закрытия клапанов. Имеет опорные шейки, кулачки, эксцентрик привода топливного насоса. Привод распредвала – ременной, цепной или зубчатый. Распредвал вращается в два раза медленнее коленвала чтобы обеспечивать открытие клапанов только на тактах впуска и выпуска. Материал – чугун или сталь.
Клапана - служат для периодического открытия и закрытия отверстий впускных и выпускных каналов в зависимости от положения поршней в цилиндре и от порядка работы двигателя. Клапан состоит из головки и стержня. Диаметр впускного клапана больше, чем выпускного для лучшего наполнения цилиндров свежей горючей смесью. Материал – жаропрочная сталь.
Клапанные пружины – предназначены для возврата клапанов в исходное положение и плотного их прилегание к сёдлам, когда кулачки распредвала отходят от клапанов. Пружина одной стороной упирается в шайбу, расположенную на головке цилиндров, а другой – в упорную тарелку.
Упорные тарелки удерживают пружины на клапанах с помощью сухарей.
Сухари предназначены для удержания упорных тарелок на клапанах.
Маслоотражательные колпачки – предназначены для уменьшения проникновения масла по стержням клапанов в камеру сгорания двигателя.
Штанги - служат для передачи усилия от толкателей к коромыслам. Её изготавливают из стального стержня.
Толкатели - предназначены для передачи усилия от кулачков распределительного вала через штанги к коромыслам. Изготовлены из стали, в виде малых цилиндрических стаканов.
Коромысла - служат для передачи усилия от штанг толкателей к клапанам, представляют собой рычаг, посаженный на ось.