Умышленное тяжкое телесное повреждение (ст. 121 УК). Отличие умышленного тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть потерпевшего, от умышленного убийства 9 страница

наказываются штрафом от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией орудий и средств охоты и всего добытого.

И. Объектом преступления является установленный порядок охраны, рационального использования и воспроизводства животного мира суши - диких зверей и птиц как неотъемлемой составной части окружающей среды.

2. Предмет преступления - дикие звери и птицы, которые охраняются законом и находятся в состоянии природной воли или содержатся в полусвободных условиях (в искусственно созданных изолированных участках) в пределах охотничьих угодий и могут быть объектами охоты. К охотничьим зверям относятся, в частности, выхухоли, кролики дикие, зайцы-беляки, зайцы-русаки, белки, бобры, нутрии, ондатры, лисы, волки, медведи, олени благородные и пятнистые, кабаны, лани, косули, лоси, муфлоны, зубры, а до охотничьих птиц - гагары, лебеди, гуси, утки, голуби, кулики.

Не является предметом преступления, предусмотренного ст. 248: 1) насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, водные беспозвоночные животные, морские млекопитающие;

2) вредные звери и птицы, которые не охраняются уголовным законом, хотя их отстрел и отлов происходит в установленном порядке (например, суслики, хомяки, крысы, тушканчики, бродячие собаки и коты, сороки, серые вороны, грачи); 3) охотничьи животные в неволе (которые содержатся в питомниках, вольерах, зоопарках, на фермах и тому подобное). В последнем случае действия лица, которое незаконно завладевает дикими животными или птицами, могут быть квалифицированы как соответствующее преступление против собственности (об этом см. Общие положения к разделу VI Особой части).

Красная книга Украины. - основной государственный документ, в котором содержатся обобщенные сведения о современном состоянии видов животных и растений, которые постоянно или временно находятся или растут в естественных условиях на территории Украины, в пределах ее территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны и находящихся под угрозой исчезновения. Виды животных, занесенные в Красную книгу, в зависимости от состояния и степени угрозы для популяции делятся на такие категории: исчезнувшие, исчезающие, уязвимые, редкие, неопределенные, недостаточно известные, восстановленные. Занесены в Красную книгу Украины виды животного мира подлежат особой правовой охране, их добыча, а также добыча их гнезд, яиц осуществляется в исключительных случаях лишь с научной и селекционной целью по специальному разрешению.

4. С объективной стороны преступление выражается в: 1) нарушении правил охоты, если оно причинило существенный вред; 2) незаконной охоте в заповедниках или на других территориях и объектах природно-заповедного фонда; 3) охоте на зверей, птиц или другие виды животного мира, занесенных в Красную книгу Украины.

Охотой признаются действия человека, направленные на выслеживание, преследование с целью добывания и само добывание (отстрел, отлов) охотничьих животных, находящихся в состоянии природной воли или содержатся в полусвободных условиях. Охотой в смысле ст. 248 следует также признавать лиц: а) в пределах охотничьих угодий, в т.ч. на полевых и лесных дорогах (кроме дорог общего пользования), с любым стрелковым оружием или с капканами и другими орудиями добывания зверей и птиц, или с соба ками охотничьих пород или ловчими зверями и птицами, или с продукцией охоты; б) на дорогах общего пользования с продукцией охоты или с любой собранной расчехленнымстрелковым оружием.

Охота признается уголовное наказуемым при условии его незаконности. Нарушение правил охоты означает, что данный вид использования животного мира осуществляется без надлежащего разрешения, в запрещенное время, в недозволенных местах, в т.ч. на территориях и объектах природно-заповедного фонда, запрещенными орудиями или способами, относительно тех видов животных, которые занесены в Красную книгу.

Охота без надлежащего разрешения имеет место тогда, когда оно осуществляется самовольно, без надлежащего документа, выданного уполномоченным органом. Документами на право охоты являются: удостоверение охотника; ежегодная карточка учета добытой дичи и нарушений правил охоты с отметкой об уплате государственной пошлины; разрешение на добывание охотничьих животных (лицензия, отстрельная карточка и тому подобное); соответствующее разрешение на право пользования огнестрельным охотничьим оружием; паспорт на собак охотничьих пород, других ловчих зверей и птиц с отметкой о допуске к охоте в текущем году в случае их использования во время охоты.

По отстрелочной карточки осуществляется охота на пернатую Дичь, кроля дикого, зайца-русака, енотовидную собаку, волка и лису. По лицензии осуществляется охота на медведя, кабана, лань, оленей, косулю, лося, норку американскую и др. Лицензия - это документ строгой отчетности, который выдается государственными органами лесного хозяйства и удостоверяет право охотника На добычу одной особи животных того вида, пола и возраста, которые указаны в нем. Лицензия с незаполненными реквизитами, исправлениями, просроченными сроками охоты или не зарегистрированная в соответствующих журналах считается недействительной, а охота за ней - незаконным.

Незаконность охоты следует усматривать и в том случае, когда оно происходит с отступлением от условий, указанных в разрешительных документах, например добывание животных, не указанные в лицензии или сверх установленной в разрешениях нормы, или в угодьях, не указанных в разрешении.

Охота в запрещенное время означает, что оно осуществляется тогда, когда заниматься охотой на любых животных запрещено:

а) вообще (например, в темный период суток (позже часа после заката солнца и ранее часа до его восхода) или на животных, которые терпят бедствия); б) в сроки, в течение которых запрещается охотиться на определенных видов диких зверей и птиц. Продолжительность охотничьего сезона в отношении конкретных представителей фауны устанавливается законодательством. Сроки охоты (конкретная дата открытия и закрытия охоты на тот или иной вид охотничьих животных, дни охоты) определяются нормативно-правовыми актами и доводятся до сведения пользователей охотничьих угодий и общественности. Отстрел и отлов хищных и вредных животных, добыча охотничьих животных для научных нужд или переселения в новые места пребывания может осуществляться в установленном порядке вне охотничьего сезона.

Охота в неположенных местах - это охота в таких местах, где оно вообще запрещено, для этого требуется специальное разрешение. Охота запрещается: на территориях и объектах природно-заповедного фонда, на воспроизводственных участках; в пределах населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных решениями областных советов; на расстоянии ближе 200 метров от зданий населенного пункта и отдельно расположенных зданий, где возможное пребывание людей.

Понятие о территории и объекты природно-заповедного фонда см. комментарий к ст, 252.

Запрещенными следует признавать те орудия и способы, которыми охотиться вообще не разрешается или запрещено использовать для отстрела или отлова определенных объектов животного мира. До таких орудий и способов следует относить в частности: использование клеев, петель, крючков, самострелов; ловчих ям, ядовитых и анестезирующих приманок, живых слепых или покалеченных животных как приманки, звуковоссоздающих приборов и устройств, приборов ночного видения, зеркал и других устройств, ослепляющих животных, заливание нор зверей. На пернатую дичь запрещается охотиться с нарезным огнестрельным оружием, а на копытных животных и медведя с использованием малокалиберной винтовки под патрон кольцевого зажжения или зарядов, снаряженных картечью или дробью.

Нарушение правил охоты является оконченным с момента причинения существенного вреда.

Решая вопрос о том, есть ли вред существенным, необходимо в каждом конкретном случае учитывать количество, стоимость и экологическую ценность добытых или уничтоженных зверей и птиц, вред. причиненный окружающей среде и исчисленную по специальным таксам. Например, существенным вредом следует признавать уничтожение хотя бы одного лося, зубра, медведя, подрыв популяции животных, отстрел небольших

зверей и птиц, но на большую сумму или в количестве, которое в несколько

раз превышает величину, указанную в разрешительном документе. Незаконная охота в заповедниках или на других территориях и объектах природно-заповедного фонда, или охоты на объекты животного мира, занесенные в Красную книгу Украины, является формальным составом преступления и считается оконченным с момента начала охоты независимо от того, были ли фактически добыты соответствующие охотничьи животные.

Нарушение правил охоты, которое не причинило существенного вреда, не осуществляется в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда и не связано с охотой на те виды животного мира, занесенных в Красную книгу Украины, влечет за собой административную ответственность (ст. 85 КАЛ).

4. Субъект преступления общий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом.

6. Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 248 УК) является его совершение: 1) должностным лицом с использованием служебного положения; 2) по предварительному сговору группой лиц; 3) способом массового уничтожения зверей, птиц или других видов животного мира; 4) с использованием транспортных средств; 5) лицом, ранее судимым за это преступление.

О понятии должностного лица и группы лиц по предварительному сговору см, ст. ст. 364 и 32, комментарий к ним, а также Общие положения к разделу XVII Особенной части УК.

К способам массового уничтожения зверей, птиц или других видов животного мира следует относить такие приемы охоты, которые имеют общеопасным или истребительный характер и способны вызвать гибель большого количества представителей дикой фауны:

использование автоматического оружия, газа, взрывчатых веществ, электрического оборудования.

Охота с использованием транспортных средств означает, Что транспортное средство (самолет, вертолет, автомототранспортний или плавучее средство) применяется непосредственно для выслеживания, преследования и добычи зверей и птиц (например, подсветка мишеней фарами автомобиля). По поводу специальной конфискации орудий и средств совершения преступления см. комментарий к ст. 249.

Совершение преступления лицом, ранее судимым за это преступление, имеет место в том случае, когда незаконная охота совершается лицом, которое уже было осуждено по ст. 248, и судимость с нее не снята и не погашена в установленном порядке.

Закон Украины "О животном мире" от 3 марта 1993г.

Закон Украины "Об охотничьем хозяйстве и охоте" от 22 февраля 2000г.

Поло.ния о Красную книгу Украины. Утвержденное постановлением ВР от 29 октября 3992р.

Положение об охотничьем хозяйстве и порядке осуществления охоты. подтвержденное постановлением КМ № 780 от 20 июля 1996г.

Инструкция о порядке выдачи разрешений на добывания (сбора) видов и Растений, занесенных в Красную книгу Украины. Утверждена приказом Минприроды Украины № 3 от и февраля 1993 г.

Таксы для начисления размера взыскания за убытки, причиненные незаконным добычей или уничтожением диких зверей и птиц (кроме видов, занесенных в Красную

кныш Украины), их жилищ, биотехнических сооружений. Утверждены приказом Минлесхоза

Украины и Минэкобезопасности Украины № 24/32 от 121 рудня 1996г.

Типовой договор об условиях ведения охотничьего хозяйства. Утвержден.

Комментарий к статье 134. Незаконное проведение аборта
1. Проведение аборта лицом, которое не имеет специального медицинского образования,-

наказывается штрафом от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Незаконное проведение аборта, если оно повлекло длительное расстройство здоровья, бесплодие или смерть потерпевшей,-

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Противоестественное прерывание беременности может быть патологическим или искусственным. В свою очередь, искусственный аборт подразделяется на правомерный и незаконный, в т.ч. уголовно наказуемое. Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 134, определяется тем, что это действие может сопровождаться различными осложнениями - кро-вотечами, сепсисом, бесплодием, психическими аномалиями, смертью и тому подобное.

2. Объектом преступления является здоровье беременной женщины.

3. С объективной стороны преступление заключается в действиях, которые выражаются в: 1) проведении аборта лицом, не имеющим специального медицинского образования (ч. 1 ст. 134); 2) незаконном проведении аборта, если оно повлекло: а) длительное расстройство здоровья; б) бесплодие; в) смерть потерпевшей (ч. 2 ст. 134).

Проведение аборта - это противоправное искусственное прерывание беременности женщины при наличии ее согласия на проведение операции. Ответственность по ст. 134 наступает и в том случае, когда женщина соглашается на прерывание беременности под воздействием угроз со стороны других лиц. Лица, которые не только принуждают женщину к искусственному прерыванию беременности, но и способствуют незаконному проведению аборта (например, предоставляют помещения, инструменты или заранее обещают скрыть следы преступления), должны привлекаться к ответственности по ч. 5 ст. 27, ст. 134 как пособники. Для установления факта преждевременного прерывания беременности производится судебно-медицинская экспертиза.

Прерывание беременности без согласия потерпевшей в результате примененного к нему физического насилия (скажем, в результате нанесения ей удара или побоев) в зависимости от формы вины и других обстоятельств дела может быть квалифицировано по ст. ст. 121, 128 или 140. Другие способы искусственного прерывания беременности могут быть различными (механический, операционный, токсический, вакуум-аспіраторний), на квалификацию по ст. 134 не влияют и учитываются при назначении наказания.

Причинение смерти плода человека после того, как начались физиологические роды и появилась возможность непосредственного физического воздействия на тело ребенка, является не абортом, а убийством. Лишение жизни ребенка, оказавшегося вне утробы матери в результате преждевременных родов или несчастного случая, также следует расценивать как

убийство. Не исключается квалификация содеянного по совокупности преступлений - как незаконное производство аборта и убийство.

Согласно законодательству искусственное прерывание беременности от

12 до 28 недель в неотложных случаях, когда есть реальная угроза жизни больной женщины, осуществляется лицом, имеющим специальное медицинское образование, без согласия больного или его законных представителей на медицинское вмешательство.

Проведение аборта лицом, которое не имеет специального медицинского образования, в любом случае признается незаконным. Аборт, совершенный лицом со специальной медицинским образованием, влечет ответственность по ч. 2'ст. 134 при наличии двух условий:11) его незаконности; 2) причинение длительного расстройства здоровья, бесплодия или смерти потерпевшего. Данные последствия проведения аборта лицом, которое не имеет специального медицинского образования; играют роль квалифицирующих признаков.

Аборт признается нєзаконним, если он, в частности, осуществляется:

1) при наличии медицинских противопоказаний прерывание беременности независимо от ее срока (острая и подострая гонорея, острые и подострые воспалительные процессы любой локализации, острые инфекционные заболевания); 2) не в специально аккредитованных учреждениях здравоохранения - родильных домах, больницах, где есть гинекологические загальнохірургічні отделения, женских консультациях и т. п (например, в домашних условиях, служебных помещениях, непрофильных медицинских учреждениях); 3) с помощью неразрешенных или запрещенных средств или способов; 4) при беременности от 12 к 28 недель, если отсутствуют социальные и медицинские показания, при наличии которых разрешается искусственное прерывание беременности в такие сроки; 5) при беременности свыше 28 недель, если прерывание не было вызвано состоянием крайней необходимости.

В социальных показаний прерывания беременности отнесены, в частности, наличие трех и более детей, развод во время беременности, смерть мужа во время беременности, беременность в результате изнасилования, наличие у женщины ребенка-инвалида. Продолжительность беременности определяется от первого дня последнего нормального менструального цикла. Срок беременности определяется в полных днях или полных неделях.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 134, считается оконченным с момента фактического прерывания беременности. При этом факт изъятия плода, который не способен развиваться дальше, из организма матери не имеет значения для признания преступления оконченным. Если лицо совершило все действия, которые с ее точки зрения были необходимыми для прерывания беременности {сделала инъекцию, осуществила хирургическое вмешательство и тому подобное), однако беременность прервать не удалось, содеянное следует квалифицировать по ст. 15, ч. И ст. 134.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 134, считается оконченным с момента наступления определенных общественно опасных последствий - длительного расстройства здоровья, бесплодия или смерти потерпевшего. О понятии длительного расстройства здоровья см. комментарий к ст. 122, а о понятии бесплодия - комментарий к ст. 155. Смерть беременной женщины может наступить как во время незаконного проведения аборта, так и после окончания операции.

4. Субъектом преступления, предусмотренного ч. Е ст. 134, является лицо, достигшее 1б-летнего возраста и не имеющее специального медицинского образования. Это могут быть: 1) врачи, то есть лица, которые получили высшее медицинское образование, однако не имеют специальной медицинской подготовки и по характеру своей профессиональной деятельности не уполномоченных на проведение операций искусственного прерывания беременности (например, врачи-стоматологи, окулисты); 2) лица среднего медицинского персонала (медичніі сестры, акушерки, фельдшеры и т. п) или студенты медицинских учебных заведений; 3) лица, которые не имеют никакого отношения к медицине. УК не предусматривает ответственности женщины за искусственное прерывание своей беременности.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 134,.кроме указанных категорий лиц, могут выступать лица, которые имеют специальное медицинское образование, то есть врачи, акушеры-гинекологи.

5. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 134, характеризуется прямым умыслом.

Психическое отношение к общественно опасных последствий, указанных в ч. 2 ст. 134, является неосторожным (преступная самоуверенность или преступная небрежность). При наличии косвенного умысла к смерти, бесплодия или длительного расстройства здоровья, действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений - по ч. 2 ст. 134 и соответствующей статье раздела II Особенной части УК (например, ст. ст. 115, 121, 122).

В случае, когда длительное расстройство здоровья, бесплодие или смерть потерпевшей произошли вследствие проведения аборта, который осуществлялся на законных основаниях врачом из профильной медицинской подготовкой, при наличии оснований содеянное следует квалифицировать по ст. 140.

Комментарий к статье 169. Незаконные действия относительно усыновления (удочерения)
1. Незаконная посредническая деятельность или другие незаконные действия относительно усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан-наказываются штрафом от пятидесяти до ста двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же действия, совершенные относительно нескольких детей, повторно, по предварительному сговору группой лиц, с использованием служебного положения или если они повлекли тяжкие последствия,-

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

1. Основным непосредственным объектом преступления е установленный порядок усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку

(попечительство) или на воспитание в семью граждан, нарушение которого может повлечь неблагоприятные последствия для нормального физического, интеллектуального, морального, культурного, духовного и социального развития ребенка. Дополнительным факультативным объектом могут выступать здоровье, жизнь, другие блага усыновителей и усыновленных, опекунов и подопечных.

2. С объективной стороны преступление заключается в действиях, которые могут выразиться в следующих формах: 1) незаконная посредническая деятельность относительно усыновления (удочерения) ребенка; 2) другие незаконные действия относительно усыновления (удочерения) ребенка; 3) незаконные действия по передаче ребенка под опеку (попечительство); 4) незаконные действия по передаче ребенка на воспитание в семью граждан. Определение незаконного характера указанных действий требует обращения к нормативно-правовых актов, которые определяют основания и порядок усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или на воспитание в семью

граждан.

О понятии усыновления (удочерения) см. комментарий к ст, 168, о понятии описания и попечительства комментарий к ст. 16. Передача ребенка на воспитание в. семью граждан предусматривает передачу ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, родителям-воспитателям детского дома семейного типа, созданного в соответствии с соглашением между родителями-воспитателями и органами опеки и попечительства с целью воспитания и совместного проживания не менее пяти и, как правило, не более десяти детей, или к приемной семье - семье, которая добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от одного до четырех детей на воспитание и совместное проживание.

Посреднической деятельностью по усыновления (удочерения) ребенка, передачи ЕГО под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан следует признавать деятельность с любого содействия усыновлению (удочерінню), передаче его под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан, когда виновное лицо обязуется в интересах одной из сторон выполнить определенные действия. разыскать родителей усыновленного и получить от них или от опекунов (попечителей) согласие на усыновление, повлиять на судью с целью принятия им положительного решения относительно усыновления, опеки (попечительства) или решение исполкома соответствующего совета или государственной администрации о передачи ребенка в семью на воспитание, содействовать в оформлении документов, которые бы позволили устранить ограничения, установленные законодательством для усыновителей, опекунов или попечителей, батькиввихователив тому подобное.

Незаконной является любая посредническая деятельность относительно усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан, которая является коммерческой, то есть осуществляется с целью получения прибыли. Незаконной следует считать посредническую деятельность, которая осуществляется незаконным способом (например, путем подкупа или запугивания) или направлена на достижение незаконной цели (например, цель побудить родителей дать согласие на усыновление ребенка до и рождения).

Другие незаконные действия относительно усыновления (удочерения) ребенка, пере дачи его под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан могут заключаться, в частности, в принуждении ребенка к даче ею согласия на усыновление (удочерение); принятии решений об усыновлении (удочерении), установлении опеки (попечительства), передаче ребенка на воспитание в семью граждан при отсутствии к тому законных оснований; усыновлении (удочерении), установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в семью граждан детей, которые не могут быть усыновлены, переданы под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан; передачи детей под опеку или на воспитание лицам, которые не имеют права быть опекунами или воспитывать таких детей; подделке документов, которые касаются указанных фактов; ведении частного учета детей, которые могут быть усыновлены, с целью его коммерческого использования.

Нарушение должностными лицами порядка или сроков подачи информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без опеки (попечительства) родителей, для централизованного учета влечет административную ответственность (ст. 184-2 КАП). Состав преступления, предусмотренного ст. 169, указанные действия образуют лишь тогда, когда они объединены с другими действиями, содержащими признаки этого преступления.

В случае, когда в целях оформления незаконного усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан состоят или используются поддельные документы, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений - по ст. 169 и в зависимости от субъекта преступления по ст. 358 или ст. 366. Постановление судьей (судьями) заведомо неправосудного решения, определения или постановления по делу об усыновлении (удочерении) ребенка, передаче ЕГО под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан нуждается в самостоятельной уголовно-правовой оценки и квалификации действий виновного по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 169 и ст. 375.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 169, считается оконченным с момента совершения описанных в ч. й настоящей статьи действий. Факты незаконного усыновления (удочерения), передачи ребенка под опеку и т. п. как последствия этих действий значения для квалификации не имеют.

3. Субъектом этого преступления могут быть как частные лица, включая лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, взять ЕГО в семью на воспитание или стать опекуном (попечителем) Ребенка, так и работники, в т.ч. должностные лица органов, учреждений и организаций, в компетенцию которых входит принятие решений по вопросам усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Психическое отношение виновного к тяжким последствиям (ч. 2 ст. 169) может быть умышленным или неосторожным.

5. Квалифицирующими признаками незаконных действий относительно усыновления (удочерения) является совершение их: 1) относительно нескольких детей; 2) повторно; 3) по предварительному сговору группой лиц; 4} с использованием служебного положения или 5) причинение ими тяжких последствий.

Незаконными действиями в отношении усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан,

совершенные относительно нескольких лиц, следует признавать такие действия в случае, когда они совершаются одновременно в отношении двух и более детей.

Повторным считается совершение любых из предусмотренных ч. 1 ст. 169 действий лицом, ранее совершившим те же действия. Итак, этим признаком охватывается не тождественна, а однородная повторность. О понятии группы лиц по предварительному сговору см. комментарий к ст. 28.

Квалификация деяния по ч. 2 ст. 169 по признаку использования служебного положения имеет место в случае, когда должностное лицо использует свое служебное положение для совершения незаконных действий относительно усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или на воспитание в семью граждан. При этом, если такие действия повлекли тяжкие последствия или совершаются работником правоохранительного органа, их необходимо дополнительно квалифицировать по ч. ч. 2 или ст. 364.

Тяжкие последствия в составе этого преступления - понятие оценочное. Ими могут признаваться самоубийства или самокалечения ребенка, бегство ребенка с последующим ее исчезновением без вести, причинение вреда здоровью ребенка, материальный ущерб в крупных размерах, вовлечение ребенка в преступную деятельность, приобщения ее к порнобизнесу и тому подобное. При наличии оснований причинения таких последствий может получать самостоятельную уголовно-правовую оценку.

оментар к статье 158. Неправомерное использование избирательных бюллетеней, подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов или неправильное объявление результатов выборов
1. Выдача членом избирательной комиссии избирательного бюллетеня лицу, не внесенному в список избирателей, или выдача избирателю избирательных бюллетеней (избирательного бюллетеня) вместо других избирателей -

наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Полов, то есть изготовление избирательного документа неустановленного образца или изготовление способом, не предусмотренным законом, внесение в избирательный документ заведомо неправдивых сведений или любая другая его подделка, а равно использование заведомо поддельного избирательного документа или изготовленного способом, не предусмотренным законом,-

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные членом избирательной комиссии или другим должностным лицом, а равно заведомо неправильный подсчет голосов или заведомо неправильное объявление результатов выборов

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: