Рическому прорыву

Понятие «осевого времени» было введено К. Ясперсом. Он ось

мировой истории относил к тому духовному процессу, кото-

рый наблюдался между 800 и 200 гг. до н.э. и продолжался

около 500 лет.

В те полтысячелетия произошел самый резкий поворот в исто-

рии, принесший с собой массу необычайного. В Китае тогда

жили Конфуций и Лао-цзы и сложились все направления ки-

тайской философии. К тому периоду относится творчество

философов Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленного мно-

жества других мыслителей. В Индии возникли Упанишады,

жил Будда. В философии Индии и Китая были рассмотрены

все возможности философского постижения действительнос-

ти, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и ниги-

лизма. В Иране Заратустра создал учение о мире, в котором

идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки

Илия, Исайя и Второисайя. В Греции это было время Гомера,

философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукиди-

да и Архимеда.

188 Глава XII. Культура и история

Новое, возникшее в ту далекую эпоху в трех упомянутых культу-

рах, заключалось в том, что человек осознавал бытие в целом,

самого себя и свои границы. Но в этом познании перед ним от-

крывались и ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над

пропастью, он ставил радикальные вопросы, требовал освобож-

дения и спасения. Осознавая свои границы, он выдвигал для се-

бя высшие цели, познавал абсолютность в глубинах самосозна-

ния и в ясности трансцендентного (запредельного) мира.

«Любая эпоха расцвета, — отмечает отечественный исследователь

Г.С. Померанц, — заканчивается кризисом и поисками главного,

способного возвратить смысл существованию общества. Первым

таким великим кризисом было «осевое время», время разруше-

ния обособленных культур и создания империй. Империи снача-

ла грубо перемешивали племена, разрушая племенную солидар-

ность, не создавая новой, но постепенно на вызов духовной пус-

тоты родился ответ — мировые религии. Выходом из кризиса

«осевого времени» были религии, давшие многим народам одну

главную книгу. Главная книга — это Библия, это Коран, это

Бхагаватгитта... — можно этих книг не читать, не разбираться

в спорах между философами. В Библии, Коране заключалось все

главное, придающее жизни смысл. И на основании Главной Кни-

ги строилась иерархия средневековой культуры» (Померанц Г.С.

Кризис цивилизации Марфы // Вестник Российской Академии

наук. М., 1992, № 10, с. 118-119).

«Осевое время», по Ясперсу, знаменовало собой исчезнове-

Ние великих культур древности, существовавших в тече-

Ние тысячелетий. Оно растворило их, вобрало в себя, пре-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: