Понятие «осевого времени» было введено К. Ясперсом. Он ось
мировой истории относил к тому духовному процессу, кото-
рый наблюдался между 800 и 200 гг. до н.э. и продолжался
около 500 лет.
В те полтысячелетия произошел самый резкий поворот в исто-
рии, принесший с собой массу необычайного. В Китае тогда
жили Конфуций и Лао-цзы и сложились все направления ки-
тайской философии. К тому периоду относится творчество
философов Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленного мно-
жества других мыслителей. В Индии возникли Упанишады,
жил Будда. В философии Индии и Китая были рассмотрены
все возможности философского постижения действительнос-
ти, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и ниги-
лизма. В Иране Заратустра создал учение о мире, в котором
идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки
Илия, Исайя и Второисайя. В Греции это было время Гомера,
философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукиди-
да и Архимеда.
188 Глава XII. Культура и история
Новое, возникшее в ту далекую эпоху в трех упомянутых культу-
рах, заключалось в том, что человек осознавал бытие в целом,
самого себя и свои границы. Но в этом познании перед ним от-
крывались и ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над
пропастью, он ставил радикальные вопросы, требовал освобож-
дения и спасения. Осознавая свои границы, он выдвигал для се-
бя высшие цели, познавал абсолютность в глубинах самосозна-
ния и в ясности трансцендентного (запредельного) мира.
«Любая эпоха расцвета, — отмечает отечественный исследователь
Г.С. Померанц, — заканчивается кризисом и поисками главного,
способного возвратить смысл существованию общества. Первым
таким великим кризисом было «осевое время», время разруше-
ния обособленных культур и создания империй. Империи снача-
ла грубо перемешивали племена, разрушая племенную солидар-
ность, не создавая новой, но постепенно на вызов духовной пус-
тоты родился ответ — мировые религии. Выходом из кризиса
«осевого времени» были религии, давшие многим народам одну
главную книгу. Главная книга — это Библия, это Коран, это
Бхагаватгитта... — можно этих книг не читать, не разбираться
в спорах между философами. В Библии, Коране заключалось все
главное, придающее жизни смысл. И на основании Главной Кни-
ги строилась иерархия средневековой культуры» (Померанц Г.С.
Кризис цивилизации Марфы // Вестник Российской Академии
наук. М., 1992, № 10, с. 118-119).
«Осевое время», по Ясперсу, знаменовало собой исчезнове-
Ние великих культур древности, существовавших в тече-
Ние тысячелетий. Оно растворило их, вобрало в себя, пре-