Культурам история

Историческое сознание

Это и есть социально-культурное измерение истории, когда речь

идет о том, как в ходе исторического развития рождались

общества, различные социальные институты, как они разви-

вались и сменяли друг друга. Забвение истории — опасно

в принципе. Зачем человеку нужно постоянно вглядываться

в глубь веков? Нужно ли копаться в событиях прошлого, когда

в настоящем столько проблем?

У животных нет чувства истории, потому что у них нет

культуры. Виктор Франкл показывает, что жизнь муравей-

ника, если наблюдать ее со стороны, безусловно, подчинена

какой-то цели. Однако она лишена смысла, ибо смысл —

это категория культуры. Когда гибнет муравейник, от него

не остается никакой истории. Природная особь ничего не

знает о жизни своих предков, поэтому никакой связи с род-

ственным древом у него нет. Другое дело человек: для него

обращение к прошлому — глубинная, именно человеческая

потребность.

Ощущение собственных родовых корней — естественное состо-

яние для человека. А.С. Пушкин, например, знал всех своих

пращуров, начиная с Ратши, который был сподвижником Алек-

сандра Невского. Писатель И.А. Бунин видел предназначе-

ние собственного писательского дара в том, чтобы запечат-

леть и выразить в творчестве деяния и жизнь целого сонма

своих безвестных предков, имена которых потерялись в глу-

бинах истории.

В современной Японии возник даже культурный феномен, кото-

рый был назван «бумом родословной». Все бросились изучать

предысторию своего появления на свет. Люди стремятся уста-

новить, кем были их родители, дедушки и бабушки, далекие

предки, основатели рода. Чем дальше в историю — тем лучше.

Надо знать, от кого ты произошел и кто был у истоков твоей

родословной...

Глава XII. Культура и история 185

Разумеется, в культуре можно обнаружить и противоположную

тенденцию. Писатель Ч. Айтматов приводит страшный -исто-

рический факт. У древних киргизских племен существовал

обычай: если они брали в плен представителей чужих племен,

то стремились вытравить из их памяти воспоминания о собст-

венном прошлом. Голову пленника стягивали так, чтобы воло-

сы прорастали вовнутрь. В мозгу несчастного происходили

необратимые процессы. Человек превращался в бессловесное

животное, не способное вспомнить, кто он и откуда. Таких на-

зывали манкуртами, т.е.людьми, не ощущающими собствен-

ных корней. Но ведь и обычные люди часто не интересуются

своим прошлым. В русском народе их называют Иванами, не

помнящими родства...

Культурология обнаруживает интенсивный и обостренный инте-

рес к историческому опыту. Подходы к историческому измере-

нию культуры оказываются нередко различными. Так, идея мно-

жества культурно-цивилизационных миров (Н. Данилевский,

0. Шпенглер) сопоставляется с теоретическими анализами ис-

тории как процесса углубления коммуникаций между народами

и культурами на базе человеческих ценностей (Н.А. Бердяев,

М. Вебер, П.К. Карсавин, B.C. Соловьев, Э. Трёльч, К. Ясперс).

О степени культурности, культурном уровне народа обычно су-

дят по глубине и разносторонности его исторического мышле-

ния. Того, кто ценит свою историю, часто обращается к ней, из-

влекает из нее уроки для настоящего, минуют многие напасти.

Мы часто удивляемся тому, как бывают похожи события про-

шлого на те, которые мы переживаем сейчас. Кажется, люди

разыгрывают одну и ту же драму, хотя и в разных историчес-

ких условиях.

Лишь история человечества в целом может дать масштаб для ос-

мысления того, что происходит в настоящее время. К. Ясперс

сформулировал эту мысль еще острее: «Взор, обращенный в про-

шлое, погружает нас в тайны человеческого бытия» (Ясперс К.

Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 29). Иначе говоря, ис-

тория может помочь нам понять смысл человеческого су-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: